top Н
е
з
а
в
и
с
и
м
ы
й

К
о
м
м
е
н
т
а
р
и
й

ВМФ и проблемы экологии

"Не стоит ждать милости от природы
после того, что мы с ней сделали."


Кладбище кораблей
Кладбище кораблей
(автор фото неизвестен)
Ирландский телеканал RTE обвинил (16.02.09 г.) авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов" и большой противолодочный корабль "Адмирал Чабаненко" в разливе топлива у побережья страны. RTR утверждает, что эти корабли, проследовавшие через Северное море, разлили топливо. Площадь загрязнения составляет приблизительно 40 кв.километров.

Представитель береговой охраны Ирландии сообщил: "Утечка нефти оценивается, предположительно, в 300 тонн, примерно в 80 километрах от берега, и мы контролируем (разлив) с помощью вертолетов и самолета".
Он сообщил, что в районе разлива нефти находилось около семи российских кораблей, а загрязнение моря произошло в результате дозаправки.

Помощник главкома ВМФ России Игорь Дыгало тут же опроверг эту информацию. По его словам, российские корабли действительно проводили дозаправку в одном из районов, однако аварийных происшествий, связанных с разрывами трубопроводов, топливных цистерн не было, как не было и намеренного выброса топлива за борт.
"Сейчас совершенно ясно, что его объемы (загрязнения) не соответствуют тем цифрам, которые приводятся в СМИ, не носят катастрофического характера и не составляют угрозы для экологии побережья", - сказал Дыгало.

У тов. Дыгало сложная доля, вечно ему приходится оправдываться и отвечать на неприятные вопросы, связаные с авариями кораблей ВМФ и авианосца "Кузнецов", в частности.

Например, 6.01.09 г. на борту этого авианосца произошла очередная авария - пожар во время стоянки в турецком порту Акзас-Карагач. Причиной пожара могла стать неисправность в топливной системе машинного отделения. Пожар длился около 2-х часов, при этом погиб матрос срочной службы Д.Сычев.

В 2004-м году «Кузнецов» был в Атлантике на учениях, во время которых авианосец сильно потрепало штормом. Со слов очевидцев, на «Кузнецове» открылись многочисленные течи и он с трудом добрался до базы, "оставляя за собой широкий след вытекающего топлива".

Поэтому разъяснения тов. Дыгало по поводу ирландского мазутного пятна меня не убедили.

Жители Мурманска в курсе мазутных проблем от "Кузнецова".

Например, ГТРК "Мурман" сообщило 19.12.03 г., что Авианесущий крейсер Северного флота "Адмирал Кузнецов" может быть причиной частых нефтяных загрязнений в Кольском заливе. В настоящее время авианосец находится в Росте на 35-м заводе. Именно в акватории этого предприятия, в непосредственной близости от "Кузнецова" инспекторы Арктической специализированной морской инспекции раз за разом фиксируют нефтяные пятна. Экологи обратились на Северный флот с предложением выставить вокруг крейсера боновые заграждения.

В мае 2004 года "Кузнецов" опять оказался в центре экологического скандала. Сайт Мурман.ру сообщил, что неподалеку от места стоянки крейсера (судоремонтный завод №35), было обнаружено большое нефтяное пятно. Однако на завод сотрудников инспекции не допустили, поскольку предприятие является оборонным. Как отметили в Арктической инспекции, со стороны крейсера подобные нарушения наблюдались уже не раз.

"Крейсер "Адмирал Кузнецов" подчиняется военному ведомству, поэтому ни одна гражданская экологическая служба не в состоянии призвать его к ответу", - рассказала координатор энергетических проектов "Беллона-Мурманск" Н.Лесихина.

Кольский залив является одной из самых загрязнённых акваторий России. Его дно находится в крайне плохом состоянии, будучи заваленным металлоломом и мусором. Президент экологического фонда "Кольский берег" А.Пульный заявил, что в водах залива покоятся более 250 брошенных судов, 70% этих судов раньше принадлежали ВМФ.

По данным доклада, выпущенного Министерством природных ресурсов и экологии Мурманской области в 2008 году, нефтяные углеводороды присутсвуют в Кольском заливе в растворенном виде и в виде пленки на поверхности воды. Их концентрация значительно превышает предельно допустимые нормы. Хроническое загрязнение Кольского залива уже стало причиной сокращения или исчезновения некоторых видов живых организмов.

Экологические последствия мазутных разливов приобретают особенно тяжелый характер в северных районах, где из-за низких температур самоочищение вод происходит крайне медленно.

Не от хорошей жизни в декабре 2004 года губернатор Мурманской области подписал постановление о создании Совета по морской деятельности при правительстве Мурманской области. Это региональное подобие Морской коллегии при Правительстве РФ, объединяющее почти все ведомства и организации, государственные и акционерные предприятия региона, имеющие отношение к работам на море. В морской Совет также вошли представители Северного флота.

На первом заседании Совета было, в том числе, сказано, что в апреле 2004 надзорные органы торгового порта зафиксировали 13 случаев появления нефтяных пятен в Кольском заливе. В тот момент со стороны североморского рейда в сторону Полярного двигалось очередное нефтяное пятно. Проведенная проверка показала, что пятна движутся со стороны баз Северного флота, их источником являются военные суда, в том числе авианосец "Адмирал Кузнецов".

Многие вопросы на заседании Совета остались без ответа: "Молчали, словно набрав в рот воды, военные"...

Тов. офицерам есть от чего помалкивать.

Почитайте военно-исторический альманах "Тайфун" №6[1]. Офицер с "Кузнецова" пишет, что в 1999 году из-за плохого технического состояния в трюмах авианосца скопилась морская вода в смеси с мазутом, в объёме примерно 100 железнодорожных цисцерн.
Вопрос: куда откачали эту воду с мазутом ?
В канализацию Мурманска ?
А может, скорее всего, при удобном случае воду нагло откачали за борт ?

Во всяком случае, один из участников форума "ВИФ2" сообщил 13.12.07, что на флоте "Кузнецова" называют "миксером". Объяснение этой шутки простое: в авианосец порознь заливают разные виды топлива: керосин для самолетов, мазут для котлов. В нем все это тщательно смешивается (текут трубопровоты, цистерны, танки) и стекает за борт. Автор сообщения написал: "Когда "Кузнецов" выходит в море - в Кольском заливе начинается экологическое бедствие - все берега покрываются мазутной пленкой. Сам неоднократно это видел, да и местные телевизионщики снимали".

На Камчатке ситуация с экологией тоже очень плохая.
В сентябре 2008 года Министр природных ресурсов и экологии Юрий Трутнев провел осмотр ряда прибрежных районов г. Петропавловск-Камчатский. В ходе осмотра было зафиксировано захламление прибрежной территории твердыми бытовыми отходами, существенное ухудшение состояния флоры и фауны. В результате проверки Управления Росприроднадзора по Камчатскому краю было установлено, что ответственность за эти нарушения лежит на частях ВМФ ВС РФ, расквартированных на территории края.
По данным мониторинга морской среды, осуществляемого Камчатским УГМС, основные отклонения от установленных ПДК отмечаются в бухтах Крашенинникова (база подводных лодок Тихоокеанского флота), Богородское озеро, дельтах рек Авачи, Паратунки и в центральном районе Авачинской губы. В результате долговременного негативного воздействия создаются устойчивые предпосылки для возникновения чрезвычайных ситуаций в пределах Авачинской губы, сообщает пресс-служба Минприроды России.

В районе бухты Богородское озеро находится база ракетных катеров, там установлено наличие многолетнего загрязнения береговой полосы и дна бухты нефтепродуктами – содержание их в воде составляет 0,38 мг/л и превышает ПДК в 7,6 раза; в почве содержание нефтепродуктов достигает на отдельных участках 9514 г/кубометр.

Юрий Трутнев обратился к Главнокомандующему ВМФ В.Высоцкому с просьбой принять необходимые меры и привести деятельность частей ВМФ ВС РФ в соответствие с природоохранным законодательством России, ликвидировать загрязнение прибрежной полосы и акваторий. Также Ю.Трутнев предложил ВМФ России разработать целевую природоохранную программу, направленную на улучшение экологической обстановки на территории объектов Минобороны России в Камчатском крае.

В.Высоцкий в ответ сообщил Ю.Трутневу, что командованием объеденными войсками и силами на Северо-востоке РФ (ОКВС) разработан и утвержден «План устранения нарушений природоохранного законодательства, выявленных в ходе проверок войсковых частей ОКВС Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в 2009 году».

Хочется спросить офицеров ВМФ с Камчатки: кто-нибудь слышал про этот "план" и в чём он заключается ? Хоть какое то движение к лучшему началось ?

Очистить акваторию бухты от 100 затонувших военных кораблей без участия руководства ВМФ невозможно. Военачальники предпочитают не обращать внимания на созданные ими экологические проблемы, продолжая получать предписания Госкомкамчатэкологии и платить штрафы за незаконное вываливание отходов с баз из кармана налогоплательщиков.

Тот, кто служил в армии знает, что относительно неплохо дела с экологией обстоят в воинских частях расположенных в городах: при этом используется городская канализация и городские свалки. Если часть стоит вне города, то вокруг частей появляются многочисленные дикие свалки, а канализационные стоки сливаются без очистки куда попало.
С нефтепродуктами военные обращаются безалаберно: разлили мазут у котельной - ерунда, разлили соляру на заправке - мелочь ! В результате, земля пропитывается нефтепродуктами на метры вглубь.
Именно по этой причине немцы долго ругались после вывода частей советской армии из Германии.


Сейчас на военных форумах офицеры вовсю ругают приказ министра обороны №400 от 2.08.09 г. По этому приказу лучшие офицеры могут получать добавку от 30000 руб. до 120000 руб. в месяц ! Офицерам многое в этом приказе не нравится, но ни один не написал, что в приказе (и сопутствующих приказах) начисто отсутствует какие-либо упоминания о необходимости беречь природу на террритории военных баз.
По всей видимости проблемы экологии у наших офицеров находятся на тридесятом месте.

Тов. офицеры,

Государство содержит вооруженные силы для защиты от внешний врагов, а вовсе не для того, чтобы военные корабли и военные базы бесцеремонно гробили экологию родной страны.


И.Кротов
Москва
20.02.09

P.S. от 27.02.2009 г.

Причиной появления этой статьи явилось моё недоверие к сообщениям тов. Дыгало.
Не скрою - это недоверие у меня появилось давно, с времён его комментариев по поводу катастрофы "Курска". А также после того, как тов. Дыгало ни слова не сказал про позорные промахи ракетного корабля "Мираж" (ракетами "Малахит") по грузинским катерам во время пятидневной войны.

Слава Богу, министру обороны хватило ума (в отличии от некоторых адмиралов и тов. Дыгало), что нагло врать по поводу разлива мазута - это нехорошее и недостойное занятие.
Нашкодили, напакостили у берегов Ирландии - надо отвечать и оплачивать ущерб.
Ущерб ирландцам будут оплачивать не офицеры допустивщие разлив мазута, а налогоплательшики. По этой причине - этих офицеров надо показательно уволить, чтобы другим неповадно было.

Дыгало вынужден был признать факт разлива мазута, он заявил 27.02.09г.: "Официально заявляю о том, что рабочая группа специалистов ВМФ России во главе с заместителем главнокомандующего по тылу вице-адмиралом Владимиром Поповым действительно посетила Ирландию... Однако никаких заявлений по разливе 500 тонн нефтепродуктов российская делегация не делала. По оценке российских специалистов, речь идет о значительно меньшем объеме нефтепродуктов, не превышающем 20-30 тонн".

Напомню, что 10 дней назад (17.02.09 г.) тов. Дыгало полностью отрицал факт разлива мазута: «Российские корабли действительно проводили дозаправку в одном из районов, однако аварийных происшествий на российских боевых кораблях, связанных с разрывами трубопроводов, топливных цистерн, не было, как не было и намеренного выброса топлива за борт. Это полностью исключено.»

Ниже цитирую информацию с сайта www.vzgliad.ru от 26.02.09 г.

"Командование ВМФ России признало, что несет ответственность за утечку топлива, произошедшую в середине февраля у берегов Ирландии, сообщают ирландские СМИ.
Предположительно, утечка топлива произошла во время заправки авианосца «Адмирал Кузнецов» и большого противолодочного корабля «Адмирал Чабаненко», отмечает газета «Айриш индепендент». По данным газеты, государственный министр Ирландии Ноэл Ахерн провел встречу с российской делегацией, «в которую были включены один вице-адмирал и эксперты по океанографии». Ирландская сторона назвала переговоры «очень продуктивными". Члены российской делегации признали ответственность за утечку и выразили сожаление по поводу этого происшествия, отмечает «Айриш индепендент» со ссылкой на высказывания представителя министерства транспорта Ирландии.
«В настоящее время переговоры между представителями России и Ирландии касаются возмещения ущерба», - заявил представитель министерства, передает «Интерфакс»."

Ссылки:
  1. Военно-исторический альманах "Тайфун" №6 за 1999 г.: Письмо офицера о техническом состоянии "Кузнецова".

  2. И.Кротов: "Не время мечтать об авианосцах".



<noframes>