Н
Е
З
А
В
И
С
И
М
Ы
Й

К
О
М
М
Е
Н
Т
А
Р
И
Й

Аппаратура истребителей МИГ-29К, МИГ-35 и Т-50

ВМФ хочет купить новые палубные истребители МиГ-29К, которые относятся к многофункциональным истребителям поколения "4++" и разрабатывались для индийцев. Спасибо индийцам за их деньги и их требовательность !
В сентябре 2009 года три МиГ-29К успешно прошли испытания на ТАРК "Кузнецов".

Радар Жук-МЭ. Фото с сайта Фазотрона.
Радар"Жук-МЭ" для
МИГ-29К имеет поворотную
щелевую антенну
Радар с АФАР
"Жук-АЭ" ("FGA-35") для МИГ-35.
Радар с АФАР, разра-
ботчик - "Фазотрон-НИИР"
МИГ-29К (МиГ-29КУБ - двухместный) имеют усовершенствованный планер с 15%-й долей композиционных материалов и пониженной радиозаметностью. Значительно увеличена емкость топливных баков и есть система дозаправки в воздухе.
  • Перегонная дальность без подвесных баков - 2000 км.
  • Перегонная дальность с тремя подвесными баками - 3000 км.
  • Бортовая электроника объединена мультиплексной шиной по протоколу MIL-STD-1553B.
  • Двигатели - РД-33МК - 2 шт. Тяга 2х9000 кгс, ресурс - 4000 часов.
  • Максимальная взлетная масса - 24,5 т (сможет ли влететь с такой массой с "Кузнецова" ?)
  • Максимальная скорость полета - 2200 км/час
  • Практический потолок - 17,5 км.
  • Заявленный ресурс - 6000 часов (как у F-16).

    МИГ-29К имеет 4 генератора вместо двух на обычном МИГ-29. Режим "энергоуза" позволяет стартерам приводить в действие коробку самолётных агрегатов без включения двигателей - это позволяет автономно проверять оборудование и экономить ресурс двигателей.
    На новом "МиГе" установлены новые системы вооружения и оборудование.
    Установлена бортовая кислорододобывающая установка.
    Кабина имеет 3 дисплея и широкоугольный индикатор на лобовом стекле (см. фото ниже).

    Глоссарий:
  • ЩАР - щелевая антенная решётка (для радаров с механическим сканированием луча).
  • ПФАР - пассивная фазированная антенная решётка (для радаров с электронным сканированием луча и генератором на СВЧ лампе).
  • АФАР - активная фазированная антенная решётка (для радаров с электронным сканированием луча. Содержит сотни ППМ).
  • ППМ (TR module) - приемо-передающий модуль для АФАР. Передатчик ППМ - на базе мощных полевых транзисторов.
  • МИС (MMIC) - монолитная интегральная схема, входит в состав ППМ.

    С радарами семейства "Жук" в прессе существует большая путаница. На МИГ-29К установлен серийный многорежимный когерентный радар Х-диапазона - "Жук-МЭ", который имеет антенну ЩАР (щелевую антенную решётку с механическим сканированим луча) диаметром 624 мм, а вовсе не активную фазированную антенную решётку (АФАР), как пишут в прессе. "Жук-МЭ" "видит" на дальность до 120 км, может сопровождать 10 целей и атаковать 4 из них. Это воздушные, надводные и наземные цели. Есть режим картографирования местности.

    ЩАР не имеет никакого отношения к ФАР и представляют из себя плоскую поверхность с десятками щелей, позволяющих создать луч требуемой формы. Форма этого луча неизменна. ЩАР-антенна значительно проще и дешевле ПФАР и тем более АФАР. Обычные параболические и щелевые антенны радаров сканируют воздушное пространство за счёт постоянного движения моторами. Такие антенны требуют крупных обтекателей, потому такие большие "носы" у СУ-27 и МИГ-29.
    Радары с механическим сканирование луча имеют огромный недостаток: если включен режим сопровождения цели, то поиск новых целей невозможен. А обстрел нескольких целей возможен только в узком диапазоне углов прицеливания. Это происходит по причине низкого быстродействия перемещения луча механикой такого радара.
    Луч АФАР-радаров в пространстве перемещается в тысячи раз быстрее, чем у обычных радаров, т.к. луч управляется электронным способом. Луч АФАР устанавливается в заданную точку пространства за единицы микросекунд (луч ПФАР - за сотни микросекунд).
    АФАР-радары могут менять фазу, амплитуду и частоту излучения. Имеется возможность создавать в пространстве "дыры" в сторону помех, тем самым значительно повышается помехозащищённость радара. Можно наводить несколько ракет на цели удалённые друг от друга и др. Возможна селективная трехмерная обработка данных ! Современный радар может работать примерно в 50-ти режимах. Поэтому разработка софта для АФАР-радаров будет длится многие годы во всём мире и наши отечественные разработчики ещё мало чего успели сделать по этой части. А вот по радарам с ПФАР у наших фирм есть громадный задел в области моделей и программирования.

    Кабина МИГ-35
    Кабина МИГ-35
    Новейший радар "Жук-А" имеет АФАР состоящую из 1016 миниатюрных приемопередающих модулей (ППМ) охлаждаемых жидкостью. Испытания этого радара завершились только в сентябре 2009 года, он предназначен для МИГ-35, который мало отличается от МИГ-29К (у МИГ-35 нет гака, нет складывающихся крыльев и т.п.).

    Американцы затратили огромные ресурсы и лидируют в сфере радаров с АФАР. Cерийный радар AN/AGP-77 на F-22A имеет примерно 1500 ППМ. Максимальная выходная мощность AN/AGP-77 - 16,5 КВт.

    Новейший радар "AN/APG-81" для самолёта F-35 имеет примерно 2000 ППМ - это означает большую мощность, дальность обнаружения и большее разрешение в режиме радиолокационного картографирования местности. Большее разрешение позволяет эффективно обнаруживать и селектировать цели на фоне помех, особенно в ночное время. У "Жук-МЭ" разрешение картагрофирования - 5х5м, у "AN/APG-81" этот параметр на порядок лучше. Полагают, что "AN/APG-81" в состоянии обнаружить СУ-27 на дистанции 350 км.

    Американские АФАР-радары могут работать в режиме излучения широкополосного шумоподобного сигнала пониженной мощности, который довольно трудно обнаружить. Такой режим - это главное преимущество АФАР, т.к. каждый из его многочисленных модулей ППМ могут одновременно работать на разных частотах. Такой режим недостижим у радаров на пассивных ФАР, например у новейшего радара "Ирбис-Э" на Су-35. Зато радары на пассивных ФАР намного дешевле и проще !
    В ПФАР тоже применяется технология электронного сканирования луча, но это делается при помощи многочисленных фазовращателей на специальных ферритах. Бомбардировщик В-1В, разведчик E-8J, МИГ-31, СУ-34, СУ-35 имеют радары с ПФАР. Радары с ПФАР в наземных комплексах ПВО применяются значительно чаще, чем на самолётах. Мало кто знает, что СССР был мировым лидером в области ПФАР и обгонял в 80-е годы даже США: система "Заслон" на МИГ-31 на вооружении с 1981 года.

    В АФАР-антенне "Жук-А" каждое из 1016-ти приемопередающих устройств может самостоятельно сканировать воздушное пространство: отклонение луча +-60 градусов во все стороны.
    "Жук-А" видит обычный истребитель на дальность 200 км, может сопровождать 30 целей и атаковать 8 из них. Цели: воздушные, надводные и наземные. Есть режим картографирования местности, как у радаров на F-22 и F-35.

    Разработчик радаров семейства "Жук" - "Фазотрон-НИИР".
    Преимущества радара "Жук-А":
  • Широкая полоса частот позволяет интегрировать радар с системой помех, передачей данных и др. Т.е. не нужно под каждую систему городить отдельную антенну.
  • Высокая надёжность за счёт отсутствия сложной механики сканирования антенны.
  • Повышена излучаемая мощность радара, только один элемент АФАР имеет импульсную мощность 5-8 Вт в двух-сантиметровом диапазоне.
  • Разрешение радиолокационной карты: 1х1 м.
  • Вес - 280 кг
  • Потребляемая мощность радара - примерно 8 кВт

    Про число реализованных режимов на "Жук-А" ничего неизвестно - это большой секрет. Полагаю, что разработчикам "Жука-А" ещё очень далеко до реализации всех требуемых режимов.

    Приятно отметить, что отечественная электронная промышленность самостоятельно производит для АФАР сложные монолитные интегральные схемы - МИС. МИС - это основа таких систем. Для радара "Жук-А" МИС изготавливает "НПФ Микран" (Томск) и ОАО "НИИПП" (Томск) которые используют гибридные технологии. "НПФ Микран" изготавливает 4-х канальные гибридные ППМ (ГППМ) из этих МИС, содержит чип тайваньской компании Altera ACEX.
    Под радар для истребителя 5-го поколения Т-50, МИС производит НПП "Исток" в г. Фрязино, который использует более прогрессивную технологию монолитных СВЧ микросхем.

    Разработка и производство мощных полевых СВЧ транзисторов на основе арсенида галлия является сложнейшей задачей. Только самые передовые фирмы решили эту проблему, в основном - это "Fujitsu" и "Toshiba". Для производства мощных полевых транзисторов и интегральных схем (МИС СВЧ) для ППМ, государство выделяло и выделяет для НПП "Исток" огромные средства. По части государственных вложений - "Исток" абсолютный лидер среди предприятий электронной промышленности России. Для серийного производства МИС на "Истоке" были построены две мощные производственные линии с новейшим японским оборудованием.

    Ещё целый ряд отечественных фирм занимается АФАР комплектующими, в том числе НПП "Пульсар" (Москва) и "Светлана". НПП "Пульсар" занимается проектированием приёмо-передающих модулей для АФАР L-диапазона (1-1,5 ГГц). Из модулей "Пульсара" спроектированы АФАР, которые монтируются в передней кромке крыльев "Т-50" и других новейших самолётов. В кромку крыла также планируют ставить АФАР-ЗГО, для запросчика госопознавания.

    Для истребителя 5-го поколения "Т-50", НИИП им. В.Тихомирова (конкурент "Фазотрон-НИИР") разработал АФАР-радар Х-диапазона "Ш121" (на базе радара "Барс") содержащий 1526 ППМ. Испытания "Ш121" начнутся в 2010 году на летающей лаборатории Су-30МК2. Серийное производство планируется развернуть на Рязанском радиозаводе.
    Предполагаемые ТТХ радара для Т-50:
    Диапазон: 8-12 ГГц
    Цели: 4 наземные, 30 воздушных из них 8 - одновременный обстрел.
    Дальность: ЭПР=3 кв.м - 400км, ЭПР=0,01 кв.м - до 90 км.
    Углы обзора: 240 градусов (это значительно больше, чем у AN/AGP-77) за счёт дополнительного двухстепенного привода.
    Одновременное сопровождение целей - до 60.
    Одновременный обстрел целей - до 16.
    Мощность: 12...20 КВт.

    Каждый модуль ППМ АФАР радара стоит больших денег, а спалить ППМ мощным внешним излучением значительно проще, чем радар ПФАР, у которого многочисленные ферриты-фазовращатели спалить невозможно. Сама по себе проблема защиты входных каскадов модулей ППМ от мощных внешних излучений является сложной технической задачей.

    ПФАР тоже имеет недостатки, например: основная часть мощности управления ПФАР потребляется ферритовыми фазовращателями. Мощность управления одним фазовращателем может достигать единиц ватт, в итоге мощность, поступающая к полотну ФАР от системы управления, достигает киловатт ! Эта мощность, плюс мощность потерь СВЧ в ПФАР требует системы теплоотвода, т.к. изменение температуры полотна антенны влияет на характеристики ПФАР.
    Кроме того, по сравнению с обычной антенной, в ПФАР потери СВЧ энергии больше в несколько раз. Для сохранения тактических характеристик ПФАР-РЛС приходится увеличивать выходную мощность передатчика, что влечёт увеличение веса и потребляемой мощности. Это затрудняет использование ПФАР радаров на легких истребителях. Поэтому на лёгких истребителях предпочтелен АФАР радар.

    Новый бомбардировщик СУ-34 имеет радар "Хищник" Б004 с неподвижной ПФАР, который НПО "Ленинец" (СПБ) разработало аж в 1987 году ! Потом 20 лет "Ленинец" регулярно выбивал деньги из государства и неспешно разрабатывал софт для этого радара. Впрочем, почти все конструкторские бюро ВПК работаю таким "замечательным" методом - растягивают разработку изделий на десятилетия и пользуются заделом только советского ВПК. Печально.

    Помимо различных ракет, МИГ-35/29К может нести 4 корректируемые бомбы "КАБ-500Кр" с микропроцессорным телевизионным автоматом слежения. Это старая разработка советского ВПК. В ночное время эту бомбу применять невозможно, т.к. попросту не работает телевизионная камера бомбы, а наведения по спутникам нет.
    Дальность пуска бомбы: 2...9 км - это мало и позволяет средствам ПВО сбить самолёт до сброса бомб.
    Высота сброса КАБ-500Кр: 0,5...5 км. Отклонение: 4...7 м. Общий вес бомбы - 520 кг. Вес взрывчатого вещества - 100 кг.

    МИГ-29К (МИГ-35) сможет нести новую бомбу КАБ-500С с аппаратурой спутникового наведения. Для этой бомбы (и ракеты Х-25) московское КБ "Компас" разработало приёмник ГЛОНАСС/GPS - "ПСН-2001" (12 каналов). Эту бомбу можно применять в любое время суток.
    Заявлено круговое отклонение - примерно 10 м. Высота сброса: 0,5...10 км. Дальность пуска - до 9 км - это очень мало, по сравнению с аналогичной бомбой "JDAM", которую можно сбрасывать на расстоянии до 28 км от цели. В Ираке США успешно применили 6500 бомб "JDAM"...

    И.Кротов
    Москва
    10.10.09...7.02.10 г.

    Приложение:

  • Большая схема истребителя 5-го поколения Т-50.

  • Краткое описание нового истребителя СУ-35 (2007 г.).




  • Официальный банер этого сайта Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
    <noframes>