Н
Е
З
А
В
И
С
И
М
Ы
Й

К
О
М
М
Е
Н
Т
А
Р
И
Й

Новое о ГЛОНАСС

В студии "Голоса России" ген.директор ОАО "Российские космические системы",
генеральный конструктор ГЛОНАСС Юрий Урличич. 2.12.10

Урличич: ...Сейчас идет больший спрос на приемники ГЛОНАСС-GPS. А это все гражданские применения в нашей стране и ряде других стран, которые используют две системы. Потому что потребители, конечно же, не хотят зависеть от одной системы, если можно принимать сразу две системы и использовать преимущество двухсистемного приемника. Это быстрое вхождение в связь, определение навигационных сигналов от двух систем. Ориентировка станет более надежной, быстрой, точной.

Появляются все новые и новые образцы. Даже если говорить только о гражданском применении, только в нашей стране таких образцов разработано более сорока.

Это разные по размеру и своим характеристикам приемники, предназначенные для разных рынков. Строго говоря, смотря что понимать под приемником. Если под этим понимать только саму плату, которая принимает, обрабатывает сигнал, то минимальные на сегодня размеры - порядка двух-трех сантиметров.

Плоская (толщиной три миллиметра) одностороння плата выпускается фирмой "Геостар". "Геос-1М" - это лучший на сегодня бытовой приемник, который есть в мире. Мы часто говорим, что российская микроэлектроника отстает от западных образцов. Могу сказать, что лучший телематический двухсистемный приемник для гражданских применений сегодня производится в Российской Федерации.

Навигационные приемники, которые крепятся или штатно устанавливаются в автомобиле, одни из простейших. И до сложнейших систем, которые позволяют корректировать не только свое местоположение, но и окружающих таких же телематических приемников.

В дифференциальных станциях так же, как в геодезии, устанавливаются особо точные приемники. Симбиоз нескольких приемников иногда позволяет решать навигационные задачи с точностью до миллиметров. В нашем институте есть разработка, позволяющая обеспечить точности, которые позволяют отслеживать колебания сложных инженерных сооружений, высотных объектов.

Кулаковская: Какова емкость мирового рынка этих услуг? На какую долю этого рынка может рассчитывать Россия ?

Урличич: К сожалению, сегодня РФ занимает очень маленький рынок, порядка единиц процентов...

Мы делаем наземную составляющую, потребительскую составляющую этой системы. И, вообще говоря, мы твердо занимаем второе место в мире. И объединенная Европа, и вкладывающий очень большие средства Китай пока еще в роли догоняющих. Причем смею вас уверить, им догонять нас еще долго.

В ближайшем будущем по орбитальной группировке мы будем полностью в паритете с США. По системным характеристикам будем также на уровне GPS. Единственное, мы немного будем отставать по использованию навигационных систем. Но у нас есть конкурентное преимущество из серии "голь на выдумки хитра": будем использовать во всех своих гражданских применениях плюсы от двух систем - ГЛОНАСС и GPS.

Кулаковская: Мы помним, как во время вашего эксперименты лабрадор (родной тетей которого является собака нашего премьера Владимира Путина) резвился на лужайке, а координаты его перемещений демонстрировались на экранах компьютеров и ноутбуков. И потом такой ошейник с системой слежения получила и сама Кони.

Урличич: Был очень интересный момент. Показ ошейника был устроен около высотного здания. При журналистах у стенки этого здания сперва включили GPS-навигатор (чистый GPS), для того чтобы определить количество спутников GPS вообще, привязаться к какой-то точке. И фактически бытовой навигатор GPS не сработал, потому что число спутников оказалось меньше их необходимого количества, и не выдавал никаких координат.

В это же время включили ошейник. За счет того, что он принимал и спутники ГЛОНАСС, и спутники GPS, он определил координаты. Фактически в присутствии всех журналистов мы получили по исследуемому ошейнику первое определение. А штатный навигатор GPS только через несколько минут, поймав все созвездие, необходимое GPS, смог выдать те же самые координаты. Причем, смею вас уверить, это не было подготовленным экспериментом, это случилось просто по воле случая.

Проблема самого навигационного определения зависит только от спутников на орбите и того приемника, который у вас. В маленьком городке он будет работать лучше, потому что там, как правило, меньше высоких зданий, которые затеняют сигналы.

Если вы въедете во двор-колодец, то ваш навигатор, если он не сверхсовременный, а использует только навигационный сигнал с орбитальной группировки, не сможет определить свои координаты вообще. Если же он продвинутый, то есть оснащен инерциальной системой, то он сможет и во дворе-колодце с какой-то точностью определить ваши координаты. То же самое происходит в тоннелях и каньонам.

Кулаковская: Я пыталась ходить в лес с GPS-навигатором, и он в лесу не работал.

Урличич: ГЛОНАСС-GPS-навигатор в лесу под кронами деревьев будет работать увереннее за счет того, что у нас применяется частотное разделение сигналов между спутниками. И такой навигатор будет работать в таких случаях, когда GPS не работает.

Кулаковская: А сколько будет стоить ГЛОНАСС-GPS-навигатор?

Урличич: Для бытового, автомобильного применения это будет в районе 15 тысяч рублей. Это зависит не от стоимости платы (ГЛОНАСС или ГЛОНАСС-GPS), а от размеров экрана навигатора.

Скажем, компания Российского научно-исследовательского института космического приборостроения уже несколько лет выпускает навигаторы с экраном семь дюймов. Сейчас они переходят на выпуск с более малоразмерным экраном - 4 дюйма. Он будет стоить дешевле...

Закупки для гражданских нужд: должно быть закуплено порядка 300 тысяч приборов для обязательного оснащения различных транспортных средств.

Сегодня система ГЛОНАСС – это не только навигация. Это и координатно-временное обеспечение, в том числе огромный рынок точного времени всей системы телематики. Все системы, связанные с точным временем, используют спутниковые системы ГЛОНАСС или GPS.

...Наше предприятие предложило проект "ЭРА-ГЛОНАСС" - это экстренное реагирование на аварии, в первую очередь на дорогах. Мы сейчас к этой системе (которая, будет финансироваться в том числе из бюджета) предложили ряд дополнений, в том числе и мониторинг малой авиации. Для предотвращения тех трагедий мы предлагаем еще ряд проектов, в том числе "Социальный ГЛОНАСС". Это ГЛОНАСС для людей с проблемами здоровья, чтобы за ними могли наблюдать врачи и ближайшие родственники. Чтобы такие люди могли подать сигнал о своем местонахождении, если что-то случилось.

Допустим, инвалиды по зрению. Мы предлагаем с помощью современных навигационных информационных технологий создать систему, которая позволит не только ходить по уже освоенным маршрутам, но и иметь возможность путешествовать в разных городах, где они раньше не бывали, спускаться в метрополитен, спокойно переходить со станции на станцию.

Это различные типы навигаторов, коммуникаторов и других информационных устройств. В зависимости от проблематики мы будем делать их разных типов. Для людей с ослабленным зрением это системы со звуковыми и тактильными подсказками. В дальнейшем они могут использоваться туристами, городскими жителями, которые просто осваивают новые маршруты.

В Токио разработан навигатор для слабовидящих людей. Сейчас этот гид используется даже, подчеркиваю, для жителей и туристов.

На первом Всероссийском форуме глобального развития "5+5" я предложил проект под названием "Мир" – мониторинг инфраструктуры России. Чтобы понимать, насколько эти проблемы решаемы, каково реальное состояние инфраструктуры, надо постоянно осуществлять ее объективный, независимый мониторинг. На это и направлен проект "Мир".

Более того, подобные проекты являются локомотивом для всей экономики. Они не просто показывают, обозначают уровень, они востребованы и в других странах, о чем говорит взаимодействие Российского космического агентства с агентствами других стран. Подписано очень много соглашений. Почти в любой стране первым вопросом задается вопрос о том, как можно взаимодействовать с нашей системой ГЛОНАСС. И можно сказать, что помимо социального и экономического эффекта это дает еще и чувство гордости за нашу державу...

Next, перейти к следующей статье



<noframes>