Н
Е
З
А
В
И
С
И
М
Ы
Й

К
О
М
М
Е
Н
Т
А
Р
И
Й

Половина бюджета программы ГЛОНАСС разворовывается

www.bfm.ru, 6.12.10 г.
Половина бюджета программы ГЛОНАСС разворовывается, заявил порталу BFM.ru член-корреспондент российской академии космонавтики, доктор наук американского университета Джонса Гопкинса - Юрий Караш.

По его словам, заказы размещаются в «карманных» фирмах руководства, и это размещение составляет около 40% всех расходов организаций, которые вовлечены в создание этой системы...

Также он отметил, что с учетом «разворовывания средств» падение спутников ГЛОНАСС в Тихий океан — результат предсказуемый. «Когда воруют треть или даже более того бюджета, который отводится на ГЛОНАСС, вы знаете, это не просто масштабная, это крупномасштабная проблема...

Разгонный блок ДМ-3 с тремя спутниками «ГЛОНАСС-М», запущенными накануне с космодрома Байконур, упали в Тихий океан в 1,5 тысячи километрах северо-западнее Гонолулу.

В апреле 2010 года премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что правительство планирует в 2011 году потратить еще 1,7 млрд рублей на ГЛОНАСС. В 2009 году в проект было вложено 2,5 млрд рублей, в 2010 — 2 млрд рублей.


В интервью «Свободной прессе», 6.12.10 г., Юрий Караш пояснил, что государство всё равно будет вкладывать средства в развитие этой системы, какие бы неудачи не преследовали проект. При этом основным заказчиком и потребителем ГЛОНАССа будут военные — а гражданское применение не стоит принимать во внимание.

«СП»: — Неужели никто не контролирует расход средств? Всё-таки это имиджевый и одновременно стратегический проект.

— Есть счётная палата, она должна контролировать. Почему она этого не делает, или делает, но безрезультатно — все вопросы к господину Степашину. Все эти факты давно известны СМИ, статьи аккуратно коллекционирует тот же compromat.ru, можно зайти и ознакомиться. Половина бюджета ГЛОНАССа разворовывается, так и есть.

«СП»: — В связи с этими неудачами и обозначенным вами воровством — у ГЛОНАССа вообще есть перспективы, или он так и останется никогда не завершённым долгостроем?

— У него есть перспективы пока есть перспективы у России как независимого государства, которому нужно отстаивать свои интересы. В интересах России — иметь свою систему глобального позиционирования, без неё невозможно представить нормально функционирующие вооружённые силы. Само её наличие заставит потенциального противника относиться с уважением.

Как это говорят по-английски, система позиционированния это «must have», обязательно должна быть. Просто не стоит надеяться, что ГЛОНАСС когда-нибудь станет конкурентом GPS. Он уже никогда не выйдет на сопоставимый уровень. Есть известная история: когда у японцев спросили, насколько Россия отстала от Японии в автомобилестроении, они ответили «навсегда».

«СП»: — Здесь та же ситуация?

— Да, мы навсегда отстали от GPS, так же, как мы навсегда отстали в области производства бытовой аппаратуры, электронники и так далее. Но ГЛОНАСС нужен для того, чтобы российские вооружённые силы всегда были обеспечены национальной спутниковой системой, независящей от доброй воли каких-либо других государств.

«СП»: — Но, большая часть приёмников всё равно производится не в России, и возможностей делать их здесь нет. То есть наземная часть — это Китай, Южная Корея, Тайвань.

— Да, большинство приёмников делается в странах Юго-Восточной Азии — но речь идёт о бытовых приборах.

«СП»: — Но у нас-то есть возможность делать такие же для ГЛОНАССа?

— Демонстрировали же собаку Путина, которая носила приёмник ГЛОНАСС, он же не в Китае был сделан?

«СП»: — Можно только предполагать, элементарная база, из которой собирается микросхема, как сообщали, всё равно вся из Юго-Восточной Азии.

— Думаю, штучный товар мы произвести сможем. Почему у нас до сих пор очень хорошие изделия выпускает ракетно-космическая отрасль ? Да, они безнадёжно устаревшие, но хорошие, качественные, в основном летают, а не падают. Это товар штучного изготовления. Уникальные продукты у нас получаются, а серийное производство не получется. Но этого и достаточно, когда основной заказчик вооружённые силы - крупносерийное производство и не требуется.

Система ГЛОНАСС получила пробоину

Газета «Коммерсантъ» от 6.12.10

Крупной неудачей закончился вчера вывод на орбиту трех космических аппаратов ГЛОНАСС-М, которые должны были наконец завершить формирование российской глобальной навигационной спутниковой системы — конкурента американской GPS. В результате нештатной работы ракеты-носителя "Протон-М", по предварительным неофициальным данным, все три космических аппарата упали в Тихий океан в районе Гавайских островов...

Стоимость одного аппарата ГЛОНАСС никогда официально не называлась. "Стоимость американских аналогов — спутников системы GPS = $70 млн, российские стоят на четверть дешевле, так что с учетом использованных впустую ракеты-носителя и разгонного блока, потеряно не менее 5 млрд руб.",— предположил в беседе с корреспондентом "Ъ" представитель военно-промышленного комплекса...



10.12.10. г.
Большинство специалистов пришли к выводу, что головная часть была больше по массе, чем это было заложено в полетное задание. Это могло возникнуть из-за ошибки в выдаче исходных данных при заправке разгонного блока или на каком-то другом этапе,- передает «Интерфакс».

По данным источника, «первая и вторая ступень ракеты отработали и штатно отделились. На участке работы первой и второй ступеней система управления не может вносить изменения в программу полета, так как эти ступени должны упасть в отведенные районы падения и их полет проходит по «жесткой» схеме».

При включении двигателя третьей ступени, через 333 секунды после старта, система управления анализирует информацию о полете и месте, где ступень должна оказаться при отделении от нее головной части.

Оказалось, что к этому моменту ее скорость и высота полета были меньше расчетных. Чтобы выйти на нужные параметры, двигателю третьей ступени пришлось работать с увеличенным расходом топлива. Но ко времени отделения головной части (разгонный блок со спутниками) она не успела полностью компенсировать возникшее отставание.

После отделения от третьей ступени разгонный блок со спутниками ГЛОНАСС должен был сначала совершать 26-минутный полет. После этого двигатель разгонного блока должен был включиться, чтобы осуществить подъем орбиты.

Поскольку третья ступень не успела разогнать головной блок до нужной скорости, после отделения головная часть стала падать к Земле, практически полностью сгорела в земной атмосфере. Не сгоревшие элементы затонули в Тихом океане.


Вопрос "Известий":
Как Роскосмос намерен выпутываться из неприятной ситуации ?

А.Перминов:
Сейчас в орбитальной группировке ГЛОНАСС - 20 работающих спутников и еще 2 находятся в резерве. Для охвата территории России достаточно 18 спутников, для всего мира требуется 24. В 2011 годe с космодрома в Плесецке состоится старт ракеты "Союз" с разгонным блоком "Фрегат", который разработан НПО имени Лавочкина в Химках. Ракета выведет на орбиту спутник нового поколения ГЛОНАСС-К, который мы хотели испытать, но теперь подключим к орбитальной группировке.

2 спутника выведем из резерва и тоже включим в действующую орбитальную группировку. Итого - 23 спутника. Под Красноярском в центре "Информационные спутниковые системы имени академика Решетнева" уже ведутся работы по созданию еще одного спутника системы ГЛОНАСС. Через 3-4 месяца этот аппарат будет готов. Не исключено, удастся мобилизовать ресурсы и сделать дополнительные аппараты, этот вопрос сейчас изучается.

Помощник главы государства Сергей Приходько заявил:
«Реакция руководства Роскосмоса на прозвучавшую жесткую критику президента хода реализации программы ГЛОНАСС вызывает крайнее недоумение. К счастью, это действительно не катастрофа, но это совершенно исключительное ЧП, и крайне странно, что руководство Роскосмоса считает отсутствие человеческих жертв и неразрушение стартовой площадки критерием оценки реализации важнейшей госпрограммы», – приводит РИА «Новости» слова Приходько.

По его мнению, главе Роскосмоса в своей работе следовало бы руководствоваться такими критериями, как оценка технологического состояния проекта.

Накануне заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев (фракция "Справедливая Россия") заявил о необходимости внимательно изучить эффективность расходования средств на спутниковую систему ГЛОНАСС. "Я убежден, что помимо создания межведомственной комиссии, расследующей причины падения спутников, необходимо проверить и расходование средств на ГЛОНАСС и, самое главное, сделать выводы об эффективности расходования этих средств", - заявил Грачев.

На программу ГЛОНАСС из бюджета страны уже потрачено 120 миллиардов рублей, подчеркнул представитель "Справедливой России". По международным стандартам, сказал он, доставка на орбиту 1 килограмма груза стоит 10 тысяч долларов. "То есть, по стандартам, на потраченные из бюджета России деньги можно было организовать транспортировку груза как минимум в четыреста тонн и эффективность работы программы ГЛОНАСС, в таком случае, составляет едва ли 10%", - подсчитал Грачев.

Отметим, что в 8.12.01 г. Роскосмос отвечал на вопрос, косвенно связанный с последними событиями. В ведомстве заявили, что не видят нарушения российского законодательства в том, что страховой центр "Спутник", застраховавший запуск трех спутников "Глонасс-М", упавших в океан, возглавляют: Д.Медведчиков (сын бывшего заместителя руководителя Роскосмоса А.Медведчикова) и П.Ремишевский (сын нынешнего заместителя руководителя Роскосмоса В.Ремишевского).

Сборник статей про ГЛОНАСС

Интервью ген.директора ОАО «Научно-исследовательский институт космического приборостроения» Ю.КОРОЛЕВА.

Потребность в национальной космической навигационной системе возникла у СССР и США практически одновременно - с развитием ракетного оружия стратегического назначения. У нас развернули «Цикаду», в США - «Транзит». Обе системы разрабатывались по заказу военных ведомств. В дальнейшем из них «выросли» ГЛОНАСС и американская NAVSTAR, известная гражданскому потребителю как GPS (Global Positioning System - глобальная система позиционирования).

Пока только мы сумели научить свои приемники принимать сигналы ГЛОНАСС, американской GPS и создаваемой сейчас европейской системы Галилео (Galileo). Европейское космическое агентство (ЕКА) планирует на первом этапе вывести в космос 30 навигационных спутников. Для их доставки на орбиты ЕКА уже «зарезервировало» десять наших ракет-носителей «Союз».

В перспективе думаем выпускать аппаратуру, которая, если понадобится, будет принимать сигналы от трех и более навигационных систем, в том числе китайского «Компаса» (Compass), индийской региональной навигационной спутниковой системы (Indian Regional Navigation Satellite System - IRNSS) и японской региональной «Квази-Зенит» (Quasi-Zenith Satellite System - QZSS).

Индия заинтересована в получении навигационного сигнала от ГЛОНАСС - не только гражданского, но и военного. Вопрос: 15 лет назад наша орбитальная группировка космических аппаратов уже была развернута до штатного состава - 24 спутника. Почему же с 2001 года мы заново создаем ГЛОНАСС ?

- Экономическая уязвимость прежней группировки состояла в том, что у нее был один заказчик и один потребитель - Министерство обороны. Монополист никого не подпускал к своей системе. Когда начались проблемы с финансированием армии, о ГЛОНАСС все забыли. В итоге к ноябрю 2001 года в орбитальной группировке оставалось всего 6 работоспособных спутников, а количество отечественных образцов навигационной аппаратуры потребителей (НАП), находящихся в эксплуатации, составляло всего несколько тысяч.

Для сравнения: в то время орбитальная группировка системы GPS состояла из 28 спутников, а общее количество проданных комплектов НАП превышало 2 млн. образцов. Мы практически потеряли тогда ГЛОНАСС, но извлекли горький и полезный урок. Несколько лет назад Минобороны сняло все ограничения на точность информации, получаемой от ГЛОНАСС. Теперь ее услугами могут пользоваться все не только в России, но и во всем мире. Гражданский навигационный сигнал распространяется свободно и бесплатно.

Россия гарантирует: доступ мирового сообщества к гражданскому сигналу ГЛОНАСС ни при каких обстоятельствах ограничен не будет. В отличие от США, которые оставляют за собой право на санкции «в целях национальной безопасности».

Почему же нет ажиотажа вокруг продажи мультисистемных приемников ГЛОНАСС/GPS, а попытки их устанавливать в заводских условиях на автомобили не встречают большого энтузиазма автолюбителей ?

В прошлом году нам удалось за счет собственных средств обновить производственное оборудование. Мы приобрели у российской компании «Остек» автоматическую линию поверхностного монтажа плат и готовой продукции. Наши специалисты прошли обучение работе на новом оборудовании, закупленном в Англии, Германии, Израиле, Нидерландах и Южной Корее. Производительность новой автоматической линии в три раза больше, чем у старого нашего оборудования. Теперь мы сможем собирать до 300 тыс.плат в год. Это очень важно для нас и других предприятий «Роскосмоса», которым предстоит довести ежегодный выпуск НАП различного типа до 350-400 тыс. штук.

На первом этапе на этой линии мы начали собирать приемники с ЧИПами, созданными на технологии 0,18 микрона. Но уже сейчас ведется разработка нового поколения НАП с базовой технологией 0,09 микрона с выходом на серийное производство в конце 2010 года. Такой приемник уместится в корпусе микросхемы и может встраиваться в любое малогабаритное изделие.

- Говорят, что у нас спутники долго не живут. Это правда ?

Нашему старейшему спутнику на орбите в этом году исполнится шесть лет, американскому - девять... Наши - это аппараты «Глонасс-М». Точность навигации сейчас: 5...15 м. А когда мы начнем выводить в космос «Глонасс-К», точность навигации для гражданских потребителей улучшится до 2,8 м.

Космические аппараты системы ГЛОНАСС

Орбитальная группировка спутников ГЛОНАСС с несинхронными почти круговыми орбитами более стабильна по сравнению с группировкой спутников GPS с синхронными 12-ти часовыми орбитами.

Рассмотренная структура орбитальной группировки позволяет обеспечить практически непрерывное и глобальное покрытие земной поверхности и околоземного пространства (включая ближний космос) навигационным полем с заданными характеристиками.

Доступность спутников в системе ГЛОНАСС на широтах более 50° выше, чем в системе GPS. Это связано с большим значением наклонения орбит спутников ГЛОНАСС.

Орбитальная структура спутников ГЛОНАСС характеризуется высокой устойчивостью и не требует дополнительных коррекций в течение всего срока активного существования НС. Так, максимальные уходы НС относительно идеального положения на орбите не превышают ±5° на интервале в 5 лет, а средняя скорость рецессии орбитальных плоскостей составляет 0,59251*10-3 рад/с. Кроме того, структура сохраняет свои функциональные качества при выходе из строя одновременно до 6 спутников (по два в каждой плоскости).

Виды используемых сигналов

Каждый спутник системы ГЛОНАСС излучает фазоманипулированные навигационные радиосигналы в диапазоне L1 (~1600 МГц) и L2 (~1250 МГц).

В СРНС ГЛОНАСС используется частотное разделение сигналов различных спутников в каждом из диапазонов. При этом спутники ГЛОНАСС, находящиеся в противоположных точках орбиты (антиподные НС), т.е. невидимые приземными потребителям одновременно, обычно передают навигационные радиосигналы на одинаковых частотах, что позволяет более рационально использовать частотный диапазон.

В СРНС GPS, в отличие от СРСН ГЛОНАСС, сигналы всех НС в каждом из частотных диапазонов L1 и L2 излучаются на одной несущей частоте, при этом используется кодовое разделение сигналов, т.е. сигнал каждого НС имеет свой дальномерный код.

В радиолинии частотного диапазона L1 спутники системы ГЛОНАСС излучают навигационные радиосигналы двух типов: стандартной (СТ) и высокой точности (ВТ) , которые позволяют выделить два соответствующих канала навигационного обслуживания — каналы стандартной и высокой точности.

Сигнал стандартной точности предназначен для использования гражданскими потребителями, и предоставляемое им обслуживание доступно всем владельцам аппаратуры потребителей ГЛОНАСС. Сигнал высокой точности модулирован специальным кодом и не рекомендован к использованию без согласования с МО РФ, поэтому его можно назвать закрытыми. Иногда в иностранной литературе применительно к указанным навигационным каналам используют обозначения CSA (Channel of standardaccuracy) и СНА (Channelofhighaccuracy) соответственно.

В отличие от сигнала стандартной точности системы GPS в системе ГЛОНАСС не предусматривается его принудительное загрубление, хотя иногда применительно к нему используется обозначение ПТ-сигнал (сигнал пониженной точности). Однако имеющиеся более низкие по сравнению с ВТ-сигналом характеристики точности можно отнести к этапу выбора параметров сигнала при разработке системы, что не связано с политикой поставщиков навигационного обслуживания в системе ГЛОНАСС на этапе ее эксплуатации. Поэтому всем пользователям ГЛОНАСС доступны измерения координат местоположения и скорости с высокой точностью. В радиолинии диапазона L2 с НС "Глонасс" в настоящее время передается только ВТ-сигнал, поэтому гражданские потребители не могут использовать метод двухчастотной компенсации ионосферных погрешностей. Этот существенный, с точки зрения гражданских потребителей, недостаток присущ и GPS.

В декабре 2003 г. с космодрома Байконур был запущен спутник новой модификации "Глонасс-М". Он передает навигационный СТ-сигнал не только в диапазоне L1, но и в диапазоне L2. Параметры СТ-сигнала в диапазоне L2 полностью аналогичны параметрам СТ-сигнала в диапазоне L1, излучаемого этим же НС.

Характеристики спутников

Параметры"Глонасс""Глонасс-М""Глонасс-К"
Эффективная изотропная излучаемая мощность
навигационного сигнала, дБ•Вт
в углах ±19°
в углах ±15°
в углах 0°


22(F1), 21(F2)
27(F1), 19(F2)
25(F1), 19(F2)


26(F1), 21(F2)
30(F1), 19(F2)
28(F1), 21(F2)


26(F1), 21(F2)
30(F1), 19(F2)
28(F1), 21(F2)
Суточная нестабильность сигнала 5*10-13 1*10-13 1*10-13
Точность ориентации, град 0,5 на Землю
5 на Солнце
0,5 на Землю
2 на Солнце
0,5 на Землю
1 на Солнце
Тяга двигателей, Н 5 (коррекция)
0,1 (ориентация)
5 (коррекция)
0,1 (ориентация)
0,1 (коррекция)
0,1 (ориентация)
Суммарный импульс для коррекции, Н•с 90 000 45 000 45 000
Рабочая мощность солнечных батарей, Вт 1600 2200 2750
Рабочая энергоемкость
аккумуляторных батарей, Вт/час
1800 2300 2800
Диапазон терморегулирования, °С:
стандартов частоты
газа в гермоконтейнере

(15...30) ±5
0...40

(15...30) ±5
0...40

(15...20) ±1
-20...50
Ресурс спутника, лет 3 7 10
Масса спутника, кг 1415 1415 995
Энергопотребление аппаратуры спутника, Вт 1000 1270 1400


Навигационный спутник "Глонасс-М"

"Глонасс-М" разработан и изготавливается в НПО ПМ (г. Красноярск). Он сильно отличается по своёй электронике от устаревшего и ненадёжного спутника "Глонасс".

"Глонасс-М" имеет по сравнению со спутником "Глонасс" лучшие целевые и эксплутационные характеристики, увеличенный ресурс работы.

Бортовой целевой комплекс доработан в следующей части.

В первую очередь модернизирован навигационный радиосигнал:

1) полоса используемых частот смещена влево L1 = (1598,0625 ... 1605, 375) ±5,11 МГц, L2 = (1242,9375 ... 1248,625) ± 5,11 МГц;

2) увеличена мощность излучения в 2 раза на частоте диапазона L2;

3) установлены режекторные фильтры, уменьшающие внеполосное излучение в диапазонах частот 1610,6 ... 1613,8 МГц и 1660,0 ... 1670,0 МГц до уровня, приведенного в рекомендациях 769 МККР;

4) на частотах L1 и L2 излучаются двухкомпонентные сигналы СТ и ВТ, содержащие цифровую информацию и дальномерный код для измерений дальности;

5) повышена информативность навигационного сигнала за счет размещения в резервных разрядах навигационного кадра дополнительной информации, в том числе:

  • расхождение шкалы времени систем GPS и ГЛОНАСС;
  • признак недостоверности навигационного кадра (передается с дискретностью 4 с);
  • признак ожидаемой секундной коррекции шкалы UTC-UT1 (за 8 недель до коррекции);
  • возраст эфемеридно-временной информации.

    За счет использования цезиевых атомно-лучевых трубок и обеспечения их высокоточной термостабилизации снижена относительная нестабильность частоты навигационного сигнала до 1*10-13. За счет повышения точности ориентации солнечных батарей на Солнце снижен уровень неучтенных активных сил, воздействующих на спутник до уровня 5*10-10 м/с2.
    В результате реализации вышеперечисленных мероприятий улучшены точностные характеристики навигационных определений по спутнику "Глонасс-М" примерно в 2 раза.

    Для повышения автономности спутника на нем размещена аппаратура межспутниковых измерений и информационного обмена.

    Бортовой комплекс управления построен на основе бортовой ЦВМ, обеспечивающей информационную увязку с приборами по шинам MIL STD - 1553 В.

    Принципы построения и функционирования обеспечивающих систем сохранены, однако изменился приборный состав, их конструктивное исполнение и технические характеристики. Это привело к существенному изменению конструктивно-компоновочной схемы спутника "Глонасс-М" по сравнению со спутником "Глонасс". Из состава спутника исключен магнитометр, включение электромагнитов осуществляется по программе, рассчитываемой бортовой ЦВМ.

    Уменьшен в два раза запас рабочего тела для коррекции орбиты, что было обосновано результатами эксплуатации спутника "Глонасс". Уменьшено количество двигателей ориентации в 2 раза за счет перехода от схемы формирования управляющего момента с помощью двух двигателей к схеме однодвигательной. Возникающая при этом возмущающая сила на центр масс КА учитывается при проведении коррекции орбиты.

    Конструктивная схема спутника "Глонасс-М" построена на основе использования унифицированной космической платформы связных спутников разработки НПО ПМ. При этом сохранена ромбическая схема укладки солнечных батарей на время выведения спутника на орбиту и способ их отделения.

    Спутник "Глонасс-М" выводится по групповой схеме — одновременно 3 спутника с космодрома "Байконур" с использованием ракеты-носителя "Протон" и разгонного блока.

    Первый летный образец спутника "Глонасс-М", разработанный и изготовленный в НПО ПМ, был запущен в составе комбинированного блока (вместе с двумя спутниками "Глонасс") в 2003 г. Следующий запуск спутника "Глонасс-М" был в 2004 г. В 2005 г. (два спутника) были завершены летные испытания модернизированного спутника и они были переданы в опытную эксплуатацию. С запуском в 2006 г. трех спутников "Глонасс-М" началось интенсивное восстановление штатной орбитальной группировки.

    Навигационный спутник "Глонасс-К"

    Навигационный спутник "Глонасс-К" разрабатывается в НПО ПМ (г. Красноярск).

    "Глонасс-К" имеет следующие отличительные особенности в сравнении со спутником "Глонасс-М":

  • вводится третья частота в L диапазоне для повышения надежности навигационных определений;
  • увеличен срок функционирования КА;
  • уменьшена масса спутника;
  • дополнительно размещена аппаратура спасения терпящих бедствия;
  • реализованы мероприятия, снижающие уровень воздействия немоделируемых сил до 5*10-11м/с;
  • применена негерметичная конструктивная схема приборного отсека.
    "Глонасс-К" создается на базе конструктивно-компоновочной схемы с использованием коробчатого негерметичного приборного отсека из сотопанелей. Все приборы размещены на внутренних поверхностях сотопанелей, которые одновременно являются радиаторами-излучателями.

    Тепловой режим приборов обеспечивается пассивным способом — непосредственным сбросом тепла от приборов теплопроводностью через сотопанель в окружающее космическое пространство путем излучения. Для исключения переохлаждения используется теплоизоляция, электрообогреватели, тепловые трубы.

    Для атомных стандартов частоты организована местная прецизионная термостабилизация радиаторов излучателей в диапазоне ±0,5°С с помощью управляемых обогревателей.

    В штатном режиме поддерживается непрерывная ориентация спутника на Землю (продольная ось спутника с антеннами) и на Солнце (панелей солнечной батареи), периодическая ориентация по вектору скорости. При этом на время ориентации по вектору скорости штатная ориентация на Солнце прекращается.

    Ориентация обеспечивается с помощью электромаховиков, периодически разгружаемых электромагнитами.

    Система коррекции спутника "Глонасс-К" подобна системе коррекции спутника "Глонасс-М" и выполняет задачи создания управляющих моментов для реализации начальных режимов ориентации и выдачи импульсов коррекции для приведения спутника в системную точку, удержания в ней и перевода в другую системную точку. Бак для хранения рабочего тела размещен вблизи центра масс спутника внутри негерметичного приборного отсека. Имеется возможность снимать бак для автономной его заправки рабочим телом. Высокая точность выдачи импульсов коррекции в процессе приведения спутника в заданную системную точку позволяет удерживать спутник в заданных пределах по аргументу широты без коррекций в течение всего срока функционирования.

    Система электропитания на основе никель-водородных аккумуляторов и арсенид-галиевых солнечных батарей формирует электропитание бортовой аппаратуры постоянным стабильным напряжением 27 В и мощностью непрерывно на теневых и солнечных орбитах.

    Бортовой комплекс управления на основе бортовой ЦВМ обеспечивает информационную увязку с приборами по шинам MIL STD-1553 и решает задачи управления, диагностики, обработки информации межспутниковых измерений, расчета и формирования эфемеридно-временной информации.

    Первый спутник «Глонасс-К» будет выведен на околоземную орбиту ракетой-носителем среднего класса «Союз-2-1А» с разгонным блоком «Фрегат» с космодрома Плесецк. Далее спутники "Глонасс-К" запланировано выводить с космодрома "Байконур" по комбинированной схеме, т.е одновременно два спутника "Глонасс-М" и один спутник "Глонасс-К".

    «Глонасс-К» — является 3-м поколением спутников этой серии (1-е поколение — «Глонасс», 2-е поколение — «Глонасс-М»). От спутников предыдущей серии должны отличаться гарантийным сроком активного существования 10 лет, улучшенной в два раза точностью навигационных определений, отсутствием импортных комплектующих, уменьшенной массой, негерметичным исполнением. Запуск первого спутника «Глонасс-К» планируется в 28 декабря 2010 года.

    НОВЫЕ СПУТНИКИ "ГЛОНАСС-К2" СУЩЕСТВЕННО СНИЗЯТ ВЛИЯНИЕ ПЛОТНОСТИ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ НА ТОЧНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ

    23.11.10г. - Интерфакс-АВН

    Использование модернизированных навигационных спутников "Глонасс-К2", которые начнут запускаться через три-четыре года, позволит довести точность определения местоположения до дециметров, сказал представитель железногорского предприятия "Информационные спутниковые системы" имени Решетнева" Сергей Сторожев.

    "Планируется, что будет запущено только два космических аппарата "Глонасс-К" первого этапа, в дальнейшем развитие орбитальной группировки продолжат спутники "Глонасс-К" второго этапа", - сказал он в интервью газете "Сибирский спутник", выпускаемой предприятием.

    С.Сторожев отметил, что начало летных испытаний космического аппарата "Глонасс-К1" (или первого этапа) планируется в этом году, а "Глонасс-К2" (или второго этапа) - предварительно намечено на 2013-2014 годы.

    По его словам, необходимость разработки спутников "Глонасс-К" второго этапа возникла в связи с возросшими требованиями потребителей к выходным характеристикам российской глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. "Потенциальная точность навигационных определений системы ГЛОНАСС с использованием новых космических аппаратов будет доведена до дециметров", - добавил С.Сторожев.

    Он сказал, что по сравнению со спутниками "Глонасс-К" первого этапа, аппараты "Глонасс-К" второго этапа будут обладать тремя новыми сигналами с кодовым разделением: два из них в диапазонах частот L1 и L2 и один гражданский сигнал в диапазоне L1.

    С.Сторожев отметил, что орбитальная группировка на базе спутников "Глонасс-К" второго этапа позволит существенно снизить влияние различных помех, а также сложного рельефа и плотности городской застройки на точность навигационных определений.

    Спутники системы Глонасс являются российскими лишь отчасти

    www.rnd.cnews.ru, 08.04.08

    Неподдельную заинтересованность зарубежных партнеров в развитии системы Глонасс можно понять – каждый спутник Глонасс на треть состоит из приобретаемых за рубежом компонент, комплектующих и/или узлов. Проходящий в Москве (2008 г.) второй Международный Глонасс-форум продемонстрировал глубокую и неподдельную заинтересованность зарубежных партнеров в развитии российской национальной системы спутниковой навигации.

    Одним из аспектов такой заинтересованности является тот факт, что российские спутники системы Глонасс являются российскими лишь отчасти. Как отметил, отвечая на прямой вопрос корреспондента портала Исследования и разработки – R&D.CNews первый заместитель генерального директора ОАО «Информационные спутниковые системы» имени Решетнева (бывшее НПО ПМ) Виктор Косенко, каждый спутник Глонасс примерно на 30% - состоит из импортных компонент, комплектующих и/или узлов.

    Это, подчеркнул он, относится не только к создаваемым в настоящее время спутникам «Глонасс-М», но и к перспективным аппаратам на базе негерметичной платформы «Глонасс-К» - именно с последними разработчиками системы связывают надежды на достижение тактико-технических характеристик, сопоставимых с текущими ТТХ системы GPS.

    Как отметил г-н Косенко, наиболее широко используется радиационно стойкая электроника компании Aeroflex (США), которую его предприятие уже активно применяет при создании отечественных космических систем и намерено еще активнее применять в дальнейшем.

    Правда, отметил он, для снижения зависимости от одной-единственной компании предприятие стремится расширить перечень зарубежных поставщиков комплектующих, а также разрабатывает программу мероприятий по импортозамещению. Срок, в течение которого импорт планируется заместить отечественными аналогами окончательно и бесповоротно, указан не был.

    Широкое использование западных компонент в отечественной космической технике двойного назначения является не исключением, а скорее правилом. Так, то же НПО ПМ приняло решение о переходе к использованию платформы Spacebus 4000 разработки французской Thales Alenia Space для геостационарных спутников связи.

    ГКНПЦ имени Хруничева, наоборот, пошло иным путем и выбрало для себя платформу аналогичного назначения Eurostar E3000 производства EADS Astrium. В следующем году должен приступить к работе перспективный отечественный спутник ДЗЗ «Канопус-Б» производства ВНИИЭМ, основой которого является платформа производства британской SSTM.

    Российские аналоги JDAM и JSOW скоро поступят на вооружение

    http://www.missiles.ru/Smart-bomb.htm

    Унифицированная планирующая бомбовая кассета ПБК-500У СПБЭ-К

    Работы по новой планирующей бомбовой кассете были начаты специалистами ГНПП «Базальт» в целях повышения эффективности и уровня боеготовности ВВС еще в середине 90-х гг. Однако на их ход накладывала свой отпечаток непростая экономическая ситуация в стране. Только в последние годы работы удалось продолжить и довести до завершения. Как сообщалось на презентации, летные испытания нового боеприпаса в ГЛИЦ в Ахтубинске должны начаться в этом году. Государственные испытания предполагается провести в течение 2009 г, и при получении положительного заключения по их результатам, уже с 2010 г. возможно начало поставок ПБК-500У в ВВС России.

    Новая планирующая бомбовая кассета «Базальта» в сущности является отечественным аналогом американской системы оружия JSOW. Ранее созданные «Базальтом» разовые бомбовые кассеты РБК-500 и блоки для авиационных контейнеров КМГУ с осколочными, бетонобойными, кумулятивными, зажигательными, кассетными и самоприцеливающимися боевыми элементами (СПБЭ), а также минами различного назначения являются эффективным средством поражения объектов авиационной, ракетной и бронетанковой техники. Эффективность такого оружия в несколько раз выше по сравнению с моноблочными авиабомбами. При том же калибре для поражения одинаковых целей при помощи РБК и ПБК требуется в 10 раз меньше боеприпасов, к тому же их энергетика оптимизируется под конкретную цель.

    Кассета ПБК-500У с самоприцеливающимися боевыми элементами СПБЭ-К является дальнейшим развитием разовых бомбовых кассет серии РБК-500 в направлении реализации более эффективного применения с самолетов фронтовой авиации (типа Су-34 и др.). Она предназначена для круглосуточного и всепогодного применения без захода самолета в зону действия огневых средств объектовых ПВО с доставкой к цели с высокой точностью боевых элементов. Планирующая бомбовая кассета выполнена в калибре 500 кг и обеспечивает поражение бронетехники, средств ПВО, пунктов управления и военных сооружений, имеющих тепловой или радиолокационный контраст относительно подстилающей поверхности в условиях естественных и искусственных помех с высот в пределах 100–14 000 м при сбросе с носителя на скоростях 700–1100 км/ч. Дальность применения с высоты 10 км составляет около 50 км. Длина кассеты – 3100 мм, диаметр – 450 мм.

    В базовом варианте, который проходит испытания, для точной доставки боевых элементов в район цели кассета оснащается инерциальной системой наведения (ИНС) и спутниковой коррекции типа GPS и ГЛОНАСС. Это полностью пассивная система наведения, не требующая информационного контакта с целью ни до пуска, ни после, что немаловажно в условиях боя для выживания атакующего самолета и эффективного решения задачи. Пи этом реализуется, как говорится, принцип «сбросил и забыл».

    ПБК-500У может снаряжаться различными кассетными боевыми элементами или моноблочными боевыми частями различного назначения. В базовой комплектации это самоприцеливающиеся боевые элементы СПБЭ-К с комбинированным координатором цели (наведение по тепловому и радиолокационному каналам), обеспечивающие поражение широкого спектра объектов военной техники на различных театрах военных действий. Согласно официальным заявлениям представителей «Базальта», сегодня даже относительно старые самоприцеливающиеся кассетные боеприпасы типа СПБЭ-Д превосходят по своим ТТХ многие западные образцы. Новое же поколение, СПБЭ-К, вообще не имеет аналогов за рубежом. Одна кассета с такими боеприпасами способна вывести из строя до шести единиц бронетехники, причем не только являющихся ИК-контрастными целями, как ранее, но и «холодными». Возможно применение и в условиях «контактного» боя танков, для чего на боеприпасах работает селекция по принципу «свой–чужой». Ожидается, что даже перспективные бронированные цели будут с гарантией поражаться этими элементами. Версия кассеты с бетонобойным боевым элементом БЕТАБ-М также превосходит по своим ТТХ все известные аналоги.

    Преимуществом унифицированной планирующей бомбовой кассеты в сравнении с решающей аналогичные задачи управляемой ракетой «воздух–поверхность» является более низкая цена и существенно большая масса боевого снаряжения, составляющая свыше 70% от массы ПБК, а также возможность поражения в одном заходе носителя нескольких целей.

    Как сообщили на презентации руководители «Базальта», в дальнейшем планируется провести дооснащение ПБК-500У высокоэнергетическим двигателем, что позволит значительно увеличить дальность управляемого полета кассеты при сохранении ее точностных характеристик. В таком исполнении ПБК-500У будет сопоставима с американской системой JSOW-ER. ПБК-500У СПБЭ-К. Планирующая бомбовая кассета.

    Фугасные авиационные бомбы с МПК

    Как сообщил на презентации генеральный директор ГНПП «Базальт» Владимир Кореньков, на предприятии в настоящее время идет полномасштабная разработка специального унифицированного набора модулей планирования и коррекции (МПК) для дооснащения ими свободнопадающих авиационных бомбардировочных средств поражения – фугасных авиабомб и РБК. В зависимости от решаемой задачи доработка будет заключаться в «навешивании» на корпус бомбы одного или нескольких модулей, включающих раскладывающиеся крылья, блоки управления, навигации и спутниковой коррекции. Такими комплектами можно будет оснащать как имеющиеся на вооружении ВВС свободнопадающие АБСП, так и все новые. Программа позволит повысить точность и функциональность свободнопадающих бомб и, в зависимости от полноты комплектации, получить, по сути, высокоточное оружие, применяемое с малых высот вне зоны действия объектовой ПВО.

    Подобный подход к модернизации авиабомб уже применяют в США, где по программе JDAM на базе серийных свободнопадающих бомб Mk-82, Mk-83, Mk-84 и некоторых других калибра 500, 1000 и 2000 фунтов создаются управляемые бомбы серии GBU-31, GBU-32,. GBU-38 и т.д. Однако стоимость «базальтовской» модернизации значительно ниже: по программе JDAM для установки нового «хвоста», системы управления и оперения, необходима сборка на заводе, а любая заводская сборка повышает стоимость. «Базальт» же предлагает более гибкий и дешевый вариант: разработанная модульная схема позволяет собирать нужную конфигурацию бомбы не на заводе, а непосредственно на аэродроме.

    Кроме того «за» программу дооснащения отечественных бомб МПК говорит и тот факт, что создание новых ракет или корректируемых бомб с аналогичными характеристиками и решающих те же самые задачи, по данным «Базальта», обошлось бы в 50 раз дороже!

    В настоящее время наиболее проработан проект размещения МПК на одной из самых массовых отечественных авиабомб – ФАБ-500 М-62, которая до сих пор находится на вооружении ВВС многих стран мира.

    Как рассказали на презентации руководители «Базальта», существует четыре различных по уровню комплектации базовых варианта модернизации. Первый вариант предусматривает оснащение бомбы так называемым «простым» МПК. Это сугубо аэродинамическое решение, позволяющее производить самостабилизацию бомбы и коррекцию ветрового сноса – для этого предусматривается установка только простого модуля планирования и коррекции, который прикрепляется к корпусу бомбы, а введение электронных модулей управления не производится. При этом стоимость комплекта МПК будет не выше стоимости самой бомбы. В такой комплектации можно применять авиационные бомбы на тех же дальностях до 6–8 км, но с предельно малых высот 50–100 м, а не с привычных для использования обычных ФАБ 3–4 км, где самолет весьма уязвим для поражения средствами ПВО.

    Второй вариант предусматривает кроме установки МПК из стандартного набора еще и оснащение навесным малоразмерным управляющим блоком (ИНС), позволяющим стабилизировать бомбу в полете и выводить в заданный район применения. Такой вариант при сохранении заданной точности обеспечит дальность сброса 12–15 км.

    Третий вариант заключается в расширении МПК с блоками ИНС, точность которых относительно невелика, дополнительными приводами и приемником спутниковой навигации GPS и ГЛОНАСС. Этот вариант оснащения повысит эффективную дальность пуска до 40–60 км в зависимости от режима и скорости носителя. Точность АБСП с МПК в такой комплектации составит не хуже 10 м.

    В четвертом варианте на бомбе кроме МПК и модуля управления планируется размещение блока двигательной установки с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, что повысит эффективную дальность применения до 80–100 км.

    Модернизированные АБСП в комплектации «МПК+ИНС/GPS» и «МПК+ИНС/GPS+двигатель» приобретают совершенно новые качества, фактически перемещающие их в категорию полноценного высокоточного оружия, применяемого вне зоны действия ПВО противника, но обладающего большей эффективностью при значительно меньшей цене. Преимущества АБСП с МПК в том, что масса боевой нагрузки в бомбе достигает примерно 70% от стартовой массы, в то время как в аналогичной ракете – всего 15–20%. Что же касается стоимости, то, по словам Владимира Коренькова, она составит не более 5–10 стоимостей самой бомбы, что значительно ниже стоимости новых корректируемых бомб и управляемых ракет. Основные характеристики модернизированных «Базальтом» бомб будут следующими: диаметр – 400 мм, размах крыльев – от 645 до 2000 мм, длина – 3000 мм. Масса бомбы с крыльями составит до 540 кг при массе боевой части 300 кг.

    ВВС России с 2010 года начнут получать кассетные авиабомбы ПБК-500У

    31.07.08

    Государственное научно-производственное предприятие (ГНПП) "Базальт" на своем полигоне в подмосковном Красноармейске сегодня отмечает 70-летие. Здесь развернута масштабная выставка всех боеприпасов и вооружений, созданных на предприятии и сегодня находящихся как на вооружении российской армии, так и поставляемых на экспорт.

    В числе новинок, демонстрируемых на полигоне - планирующая бомбовая кассета ПБК-500У с самоприцеливающимися боевыми элементами (СПБЭ). По словам генерального директора предприятия Владимира Коренькова, с 2010 года планируется начать поставки планирующих кассетных авиабомб ПБК- 500У Военно-воздушным силам России.

    Планирующая бомбовая кассета имеет калибр 500 кг и является аналогом американского унифицированного средства поражения класса "воздух - поверхность" JSOW (joint stand-off weapon), запускаемого за пределами объектовой зоны ПВО.

    Эффективность применения ПБК-500У на порядок превосходит обычные авиабомбы, сообщил АРМС-ТАСС главный конструктор по авиационном средствам поражения ГНПП "Базальт" Алексей Терешин.

    По его словам, разработка ПБК-500 ведется на предприятии с конца 90-х годов. В августе планируется начать боевые летные испытания кассетного оружия, а в 2009 году начать и завершить государственные испытания. В 2010 году предприятие рассчитывает в рамках гособоронзаказа поставить ВВС первую партию кассетных авиабомб.

    Как сообщил Терешин, планирующая кассетная авиабомба разработки "Базальта" предназначена для поражения из верхней полусферы всех видов военной техники. Она имеет модульное исполнение и в зависимости от поражаемой цели может оснащаться разными боевыми элементами (БЭ), включая осколочно-фугасные, бетонобойные, зажигательные, противотанковые. На первом опытном образце бомбовой кассеты модульный отсек укомплектован самоприцеливающимися противотанковыми боевыми элементами (СПБЭ). Кассета оснащается также инерциальной системой наведения и блоком спутниковой навигации. При замене типа БЭ осуществляется перепрограммирование в системе управления. Полетное задание при этом может устанавливаться как на земле, так и с борта носителя методом обмена информацией.

    Как отметил Терешин, ПБК-500У может эффективно использоваться с самолетов фронтовой авиации без их захода в зону действия объектовой ПВО. В частности, истребитель-бомбардировщик типа Су-27ИБ может нести до 8 таких кассет, каждая из которых может выбирать собственную цель.

    На дальности сброса около 10 км от цели кассете не требуется спутниковая коррекция. На предельной дальности сброса в 50 км небольшое отклонение кассеты от полетной траектории из-за накапливаемой ошибки в инерциальной системе выравнивается системой спутниковой навигации. Точность доставки кассеты к цели обеспечивается в пределах до 10 м.

    Высота применения ПБК-500У может варьироваться от 100 м до 10 км за счет развитого оперения и хорошего аэродинамического качества бомбовой кассеты. При этом кассета может запускаться не по линии визирования на цель, а под углом до +/- 30 град.

    Самонаведение СПБЭ осуществляется по трем каналам - двум тепловым и по радиоизлучению. Бронепробиваемость обеспечивает поражение любой из ныне существующих отечественных и зарубежных целей, включая объекты с комбинированной броней.

    При этом поражающий фактор обеспечивается ударным ядром, которое образуется из облицовки СПБЭ и летит к цели со скоростью 3 км/с.


  • Next, перейти к следующей статье



    <noframes>