top Н
е
з
а
в
и
с
и
м
ы
й

К
о
м
м
е
н
т
а
р
и
й

Раздел - "Оборонная техника"

"Наш лозунг должен быть один - учиться
военному делу настоящим образом..."
Ульянов-Ленин В.И., 1918 г.

Российский флот впервые с 1944 года принял участие в боевых действиях в Чёрном море. По официальной версии малый ракетный корабль "Мираж" уничтожил один грузинский катер и второй катер повредил. А по информации очевидцев "Мираж" вообще никуда не попал - просто промазал. Интерес к этому событию велик именно потому, что много официальной лжи вокруг этого "боя".

В первую очередь статья предназначенна для молодёжи, для этого в статье приведён обширный сравнительный анализ техники.
К сожалению, опубликовано мало статей со сравнительным анализом различных типов (видов) военной техники. Причина такой ситуации на удивление проста: неблагодарное это дело - делать сравнительный анализ. Я тут же получил гневные отклики от ура-патриотов и шапкозакидателей - мою статью назвали "бредом". Аргументации по опровержению "бреда" - нет никакой ! В основном, "критики" в грубой форме указывали на грамматические ошибки и опечатки.

Ну что ж ! Я исхожу из того, что перед 22-м июня 1941 года шапкозакидателей было рекордно много, а прочих считали паникёрами и пораженцами...

Все справочные материалы взяты только из открытых источников, основной источник - сайт Ракетная техника.

Загадочный бой малого ракетного корабля "Мираж"

Мираж
МРК "Мираж.
Фото А.Бричевского, www.Sevastopol.info
Официальной версии боя от МО очень скудная. Потом оказалось, что не зря такая скудная.

Есть только бравурный репортаж Мамонтова в "Вестях". В его изложении это звучит так:
Бой произошел недалеко от побережья Абхазии.
Утром 10 2008 г. августа группа кораблей Черноморского флота вышла из порта Новороссийска и взяла курс на Сухуми. На борту двух больших десантных кораблей находилось 500 человек десанта с боевой техникой и оборудованием. Их сопровождали два корабля охранения, малый противолодочный корабль "Суздалец" и малый ракетный корабль "Мираж". В это же время из порта Поти навстречу им вышли пять быстроходных грузинских катеров, оснащенных противокорабельными ракетами (по другим сведениям 3 катера).

18:39. Российская радиолокационная разведка обнаруживает эти катера, идущих боевым курсом на строй наших кораблей.

18:40. Катера противника приблизились на критическое расстояние. С флагманского корабля "Цезарь Куников" поступает команда открыть предупредительный огонь. С одного из кораблей выпущена зенитная ракета, которая падает между грузинскими катерами. Но они прибавляют скорость и пытаются достичь так называемой "мертвой зоны", где ракетное оружие бесполезно. МРК "Мираж" получает приказ уничтожить противника.

18:41. Командир "Миража" Иван Дубик дает команду "Залп!" Первая ракета "Малахит" пошла к цели. Через несколько секунд - вторая. Подлетное время до головного грузинского катера - 1 минута 20 секунд. Расстояние между противниками - около 25 километров.

Первая ракета попадает, якобы, в машинное отделение катера предположительно, катер типа "Гриф"), вторая - в ходовую рубку.
На радаре в течение 30 секунд была сильная засветка, что означает полное уничтожение цели, сопровождаемое большим выбросом тепловой энергии.


Замечание: ракеты промахнулись. Вес боевой части "Малахита" - 840 кг ! После первого попадания, катер (длина 24 м) попросту должно было разнести на куски...

18:50. Командир "Миража" отдаёт команду на смену позиции. Корабль на большой скорости уходит в сторону берега, совершая разворот и вновь ложится на боевой курс. Радар показывает только 4 цели. Одна из них - грузинский катер, увеличив скорость, идёт на сближение с нашим кораблём. "Мираж" открывает огонь зенитным комплексом "Оса". В это время расстояние сократилось до 15 километров.
Первая ракета попадает в борт грузинского катера, который сразу же задымил, сбавил скорость и попытался уйти с линии огня.
Остальные грузинские суда выходят из боя, резко разворачиваясь в обратную сторону.

Замечание: "Мираж" вообще не стрелял зенитной ракетой "Оса-М". Самоликвидатор ракеты "Осы-М" срабатывает на дальности 9 км. Поэтому "Оса-М" может стрелять на расстояние только до 9 км. В этом режиме перед самым подходом к цели ракета делает "горку" и сверху падает на корабль противника. Позже выяснилось, что "Осой" стрелял МПК «Суздалец», а не "Мираж".

Самое смешное в этой истории - никто не может придумать: какой грузинский катер утопили, его название ? Много вопросов накопилось у общественности...
Остальные грузинские катера были позорно брошены своими экипажами в Поти, в том числе катера "Тбилиси" и "Диоскурия". 13 августа эти катера и другие (всего около 10 катеров), стоящие у причальной стенки, уничтожил спецназ Черноморского флота. Причём, спецназ высадился прямо в Поти с больших десантных корабля - "Ямал" и "Саратов" !

Уже много времени прошло, но от командования ВМФ и МО нет никакой официальной развёрнутой информации.

Все молчат: И.Дыгало молчит, ничего не комментирует помощник командующего ЧФ по информационному обеспечению А.Крылов.

Вроде наоборот должно быть, ведь случай выдающийся ! Где фото матросов и офицеров "Миража" ?
Где интервью с ними ? Где прославление нелёгкой службы плавсостава ВМФ в боевых условиях ?
Ведь именно такие случаи вызывают уважение населения и особый интерес к флоту.

Оказалось, что не зря молчали И.Дыгало, А.Крылов и другие чины.
Ответы стали появляться значительно позже на форуме Черноморского флота, 30.08.10 г. появилась появилась нелицеприятная информация - см. приложение в конце статьи...


А вот трактовка боя "НВО" от 29.10.08:
"Один из «Малахитов» то ли попал в катер грузин, а скорей всего – не попал. Другой вообще пролетел мимо...
Одна из ракет пролетела мимо сухогруза "Lotos 1" (она могла и привидится экипажу). Зато осколки второй ракеты, разорвавшейся в 50–100 м от левого борта, на высоте примерно 20–30 м, нанесли незначительные повреждения надстройке. Все члены экипажа остались живы. На палубе сухогруза были сфотографированы обломки ракеты. Этот теплоход в тот момент находилосся в 30 милях к северо-западу от грузинского порта Поти и в 25 милях от берега."

Есть большие сомнения насчёт сухогруза. Ракеты просто промазали, из-за малого расстояния до грузинских катеров и слабой выучки офицеров "Миража".

Самое интересное, что некоторые офицеры ЧФ считаю, что "Мираж" успешно выполнил боевую задачу. Очень милая трактовка событий ! Получается, что комада по пуску 2-х ракет весом по 3180 кг была дана для того, чтобы "Мираж" промазал по грузинским катерам ?!
Да, МРК "Мираж" был там в составе внушительных сил ЧФ - это правда. Однако "Мираж" промазал, причём при стрельбе ракетами комплекса "Малахит" чуть не погиб мичман Мурсалов. Кроме того, по "Миражу" никто не стрелял, но он умудрился получить некоторые повреждения. Супер !

Техническое описание корабля "Мираж" (проект 1234.1 )

Водоизмещение: 730 т.
Размеры: длина - 59,3 м, ширина - 11,8 м, осадка - 3,08 м.
Скорость хода максимальная: 34 узла.
Дальность плавания: 3500 миль при скорости 18 узлов.
Силовая установка: 3 дизеля "М-507", общая мощность - 30000 л.с., 3 винта.

Вооружение:
  • пусковых установок противокорабельных ракет "Малахит" (6 ракет П-120) - 6 шт.,
  • 76-мм артустановка АК-176М - 1 шт. (боекомплект - 316 снарядов),
  • 6-тиствольная 30-мм артустановка АК-630М - 1 шт. (боекомплект - 3000 снарядов),
  • пусковая установа ЗРК "Оса-МА" (20 ракет).
  • Экипаж: 60 чел.

    Краткая история проекта 1234.1

    Техническое задание на проектирование ракетного катера было выдано в ЦМКБ "Алмаз" аж в 1965 году.
    Корабли проекта 1234 предназначены для защиты морских коммуникаций, охраны конвоев, борьбы с надводными кораблями в прибрежных районах.

    Головной корабль, получивший наименование "Буря", был построен в 1970 году на Приморском заводе в Ленинграде. Всего было построены 18 кораблей проекта 1234. В настоящее время все они разобраны.
    Продолжением данной серии ракетных кораблей явился проект 1234.1, выпускаемый с 1974 года. Основные отличия данного проекта - это увеличение главного калибра артиллерии с 57-мм до 76-мм, дополнительная установка на корабль одного 30-мм арткомплекса АК-630, а так же нового радиолокационного и радиоэлектронного оборудования.

    Катер обладает приличными мореходными качествами и способностью использовать оружие при состоянии моря 5 баллов и скорости 24 уз.
    "Мираж" вступил в строй в 1986 г. и в 1987 году был включен в состав Черноморского флота.

    Корабли проекта 1234.1 ("Мираж") устарели и не отвечают современным требованиям.

    дизель типа M507
    Дизель М-507
    содержит 112 цилиндров !
    "Мираж" имеет 3 дизеля М-507. В свою очередь каждый дизель М-507 состоит из двух (!) дизелей М-504 соединённых редуктором. Суммарно один дизель M-507 содержит 112 цилиндров со звёздообразной компоновкой !

    Закон механики очень прост: чем больше деталей имеет механизм, тем ниже его надёжность. При чудовищной конструкции, дизель М-507 имеет малый ресурс и очень сложен в ремонте. Ресурс M-504 всего лишь 2000...5000 часов. У дизеля M-507 ресурс соответственно ещё меньше. Нетрудно догадаться, что "Мираж" дорог в эксплуатации.

    Радиолокационная заметность "Миража" - большая, ибо его проектировали в годы, когда мало знали про технологию Стэлс.
    Обитаемость для экипажа - плохая. Внутри - весьма тесно.
    Противокорабельный ракетный комплекс П-120 "Малахит" значительно хуже комплекса "Гарпун" (США)
    Ни о каком "Глонассе" - речи не идёт.
    Все системы управления огнём и средства связи устарели.
    Спутниковой системы связи "Кристалл-К" (Р-440) "Мираж" не имеет, т.к. эта станция занимает много места.



    Только МРК "Накат" в 1987 году прошел модернизацию по проекту 1234.7, получив на вооружение вместо шести устаревших ракет "Малахит", 12 ракет П-800 "Оникс" в двух шестизарядных пусковых установках. Недостаток финансирования в 1990-х годах не позволил провести модернизацию остальных кораблей этого проекта.

    Ракетный катер "Flyvefisken" (Дания)

    Информационный пост катера Flyvefisken
    Информационный пост катера Flyvefisken.
    Информационный пост катера Flyvefisken
    Ещё один информационный пост катера Flyvefisken.
    Катер имеет 6 информационных постов !
    Датский катер "Flyvefisken" является ближайшим конкурентом "Миража".
    Мало кто знает: Литва уже получила один катер "Flyvefisken" и ждёт ещё 2 таких катера.

    В начале 80-х годов Дания начала программу Standard Flex 300. Были построены 14 кораблей типа Flyvefisken, которые в зависимости от состава модулей могут выполнять функции легких ракетных корветов, патрульных кораблей, тральщиков, минных заградителей и гидрографических катеров.

    Катер Flyvefisken построен в 1989 году.
  • Водоизмещение: 320 т
  • Длина: 50 м
  • Ширина: 9 м
  • Запас хода: 2400 миль
  • Осадка: 2,5 м
  • Экипаж: 19...29 человек
  • Мощность двигателей: 17550 л.с.
  • Скорость: 30 узлов

    Вооружение:
  • Орудие "MK 75" - 1 шт.
  • Противокорабельный комплекс "Гарпун" - 8 ракет.
  • Мины: 60 шт.
  • Для борьбы с подводными лодками предусмотрено два 533 мм торпедных аппарата с торпедами пассивного наведения.

    Водоизмещении катера "Flyvefisken" в 2,3 раза меньше чем у "Миража", тем не менее датский катер имеет значительно более эффективные противокорабельные ракеты "Гарпун" (8 шт.) и даже 2 торпеды. Торпед "Мираж" вообще не имеет.

    Корпус катера Flyvefisken построен из волокно-армированной пластмассы. Это решение позволило уменьшить вес судна и снизить его магнитную наводку. На корабле размещены четыре стальных контейнера с габаритами: 3 x 3,5 x 2,5 м. Все электронные системы катера помещены в эти контейнеры и связаны между собой с помощью главной информационной магистрали корабля. Использован стандарт Ethernet (IEEE 802.3) databus и узлы с распределенными процессорами. Открытая архитектура системы допускает подключение новых комплексов оружия, по мере необходимости. Программное обеспечение написано на языке ADA.

    На корабле используется комбинированная дизель-газотурбинная энергетическая установка с маршевыми дизелями (2 шт. MTU 16V 396 ТВ94 мощностью по 3500 л.с. и один 12V-71 мощностью 500 л.с., работающий на центральный гребной винт) и газовой турбиной LM-500 мощностью 5700 л.с., работающими на полном ходе на 3 винта регулируемого шага, совместно. Кроме того, есть вспомогательный дизельный двигатель, который обеспечивает работу носового подруливающего устройства.

    Самое главное: управление всем вооружением катера осуществляется из боевого информационного поста, являющегося частью командного центра, где могут быть установлены от трех до шести пультов операторов (Standard Console Type IIA) производства фирмы «Терма электроник». На каждом пульте (см. фото) имеются два цветных дисплея, отображающих данные от РЛС, ГАС, инфракрасных и телевизионных систем наблюдения, а также всю необходимую аналоговую информацию о работе комплексов вооружения и обстановке в реальном масштабе времени. На основании полученных данных операторы принимают решение о применении того или иного оружия для поражения цели.

    Система управления оружием (Celchis Tech 9LV 200) сопряжена с БИУС (Tenna/Celchis Tech TDS) и предназначена для управления огнём 76-мм автоматической пушки и ЗУР «Си Спарроу» по двум независимым каналам: один из них использует РЛС TRS-3D/16G (на первых семи кораблях установлена РЛС AWS-6G), другой - оптико-электронный канал, включающий средства наблюдения и сопровождения: лазерные, инфракрасный и телевизионый.

    Основными вариантами использования катеров типа «Flyvefisken» являются: патрульный корабль, минный заградитель, тральщик - искатель мин, ракетный корабль, противолодочный корабль.
    Самым сложным с точки зрения оборудования является вариант тральщика - искателя мин. Кроме 76-мм артустановки в носовой части и ЗУР «Sea Sparrow» в корме, устанавливается пост управления БИУСМ IBIS-43 и связи с самоходными телеуправляемыми катерами - носителями подводных буксируемых аппаратов (ЛБА) с ГАС бокового обзора TSM 2054, а также кран для спуска (подъема) надувной моторной лодки (используется водолазами подрывниками) и управляемых подводных аппаратов «Дабл игл», которые размещаются на палубе (один или два).

    Концепция боевого использования «Flyvefisken» в качестве тральщика предусматривает маршрутное обследование и дистанционно-управляемый поиск мин с помощью телеуправляемых катеров и УПА. Последняя функция включает: обнаружение, классификацию, идентификацию и уничтожение мин. В мирное время такие корабли используются для обследования фарватеров в Балтийской проливной зоне, записи подводной обстановки на магнитную ленту с целью создания базы данных об обнаруженных миноподобных объектах (металлические бочки, обрезки труб большого диаметра и т. п.). В период обострения политической ситуации в регионе или с началом боевых действий, информация, получаемая в ходе контрольного обследования, сравнивается с созданной в мирное время базой данных. Это позволяет сосредоточить внимание только на появившихся новых объектах, которые с большей степенью вероятности могут быть минами, выставленными противником.

    Опыт постройки и эксплуатации катеров типа «Flyvefisken» в качестве многоцелевых свидетельствует, об очевидных оперативных выгодах их использования при выполнении стоящих перед ВМС задач (меньшим числом кораблей и экипажей), техническом обслуживании и подготовке личного состава.

    Датским морякам удалось создать эффективные и недорогие в обслуживании катера. Датчане не гнались за скоростью, как это сделали наши на "Боре". Датские моряки совершенно справедливо решили, что в современной войне значительно важнее электронная начинка катеров, а не скорость.

    Корабль "Бора" (проект 1239)

    Бора
    "Бора". Фото А.Бричевского
    Корабль на воздушной подушке "Бора", полное водоизмещение 1068 т, имеет корпус из алюминиево-магниевого сплава.
    Энергетическая установка комбинированная, состоящая из двух газовых турбин и 4-х дизелей.
    Под газотурбинными двигателями скорость хода достигает более 50 уз., а под дизелями корабль идёт экономическим ходом со скоростью 12 уз.

    Головной корабль "Бора" построен в г. Зеленодольске в 1987г., а введён в строй только в 1997 году ! Второй корабль этого типа - "Самум" построен в 1992 г., введён в строй в 2000 г.

    "Бора", "Самум", "Мираж" и "Штиль" (пр. 1234.1) входят в состав 41-й бригады ракетных катеров.

  • Водоизмещение полное: 1068 т.
  • Размеры: длина - 65,6 м, ширина - 17,2 м, осадка - 3,3 м (>1 м при работе нагнетателей)
  • Скорость хода максимальная: 55 узлов
  • Дальность плавания: 2500 миль при 12 узлах, 800 миль при 45 узлах
  • Экипаж: 68 чел.
    Силовая установка:
  • Два газотурбинных двигателя "М10-1" - 36000 л.с. (на винты-тандем в опускаемых колонках),
  • Два дизеля М-511А - 20000 л.с. ( на 2 винта),
  • Два дизеля М527-0М3 мощностью по 2580 кВт (на нагнетательные вентиляторы воздушной подушки).

    Вооружение:
  • Пусковая установка ЗРК "Оса-МА2" (20 ракет) - 1 шт.
  • 76-мм артустановка АК-176М - 1 шт. (345 снарядов)
  • 30 мм артиллерийская установка АК-630М - 2 комплекта (боезапас 6000 снарядов)
  • Пусковые установки ПКР "Москит" (на 4 ракеты 3М80 каждая) - 2 шт.
  • Корабельный комплекс радиоэлектронного подавления: МП-405, позволяют обнаруживать работу радиоэлектронных средств противника и формировать для них направленную помеху.

    По поводу "Боры" я читал множество восторженных статей и откликов. Особенно отличился писатель М.Калашников. Но и он обратил внимание на жуткий шум и вибрацию, которые испытывает экипаж, при движении "Боры" на полной скорости.

    Прямые углы корпуса "Боры" и разнообразное оборудование не способствуют низкой радиозаметности. Американский конкурент "Боры", скоростной корвет "Independence LCS", явно лучше продуман в части радиозаметности.

    Высокая скорость желательна десантному судну. В составе ЧФ уже есть десантные корабли на воздушной подушке типа "Зубр". "Бора" может на высокой скорости сопровождать "Зубр", но для поддержки десантирования этого корабля "Бора" обладает слишком слабым средством - только одна 76-мм пушка.

    Столь немалый по размерам корабль начисто лишён противолодочных средств.
    "Бора" имеет 6 двигателей трёх типов. При таком количестве разномастных двигателей "Бора", видимо, дорого обходится в плане эксплуатации. В ходе испытаний на "Боре" сгорело 4 двигателя. Во времена СССР расходы на облуживание особо не считали, а сегодня - это важно.
    Сколько горючего потребляет "Бора" на 1 милю ? Это большой секрет !
    Не удивительно, что два корабля этого типа больше стоят у причала или ремонтируются. Вот сообщение с севастопольского форума от 20.08.08 г.: "Посреди ночной бухты из открытого моря показались силуэты судов... буксир "Шахтер" тащит "Бору" кормой вперёд...". Потом выяснялось, что у "Боры" повреждена носовая часть из-за шторма. Хлипкий корабль, однако.
    На форуме мне тут же заявили, что "Бора" - это корабль для прибрежных вод и он не обязан быть прочным и т.п.
    Это логика пораженцев ! А если война и надо срочно идти к Босфору - прикажете ждать хорошей погоды ?

    Сравнение противокорабельных комплексов: "Малахит", "Москит", "Уран", "Калибр", "Harpoon", "Tomahawk"

    Противокарабельная ракета Малахит
    Противокорабельная ракета Малахит (П-120) весит 3,8 т !
    Именно такие две ракеты позорно промазали
    по грузинскому катеру
    В 1963 года вышло Постановление Совета Министров СССР о разработке унифицированной противокорабельной ракеты, предназначенной для использования как с подводных лодок, находящихся в подводном положении, так и с надводных кораблей.

    Ракета П-120 была принята на вооружение в 1972 года для МРК проекта 1234 и в 1973 года - для подлодок проекта 670М.

    Ракета оснащена твердотопливным маршевым двигателем и несёт обычную боевую часть массой 840 кг или ядерную боевую часть.
    В дополнение к активной радиолокационной головке самонаведения ракета имеет "блок доведения" - инфракрасный датчик "Дрофа", установленный в контейнере на внешней подвеске и подстраховывающий" радар ракеты на конечном участке траектории.

    Модернизация ракеты П-120 началась с 1975 г. и продолжалась до 1980 года. После этого ракетный комплекс стал именоваться «Малахитом».
    Модернизация коснулась не только ракеты (повышение надежности работы бортовой системы управления, повышение помехозащищенности, избирательности целей, чувствительности работы головок самонаведения), но и самого комплекса. Расширился диапазон работы РЛС «Дубрава»1, и сократилось время выработки в корабельной системе управления «Дунай-1234» и ввод данных в БСУ ракет. РЛС «Дубрава» принята на вооружение надводных кораблей в 1978 г. Дальность обнаружения надводных целей небольшая — 40 км, возможно обнаружение и загоризонтных целей.

    Комплекс Малахит Москит Уран (РФ) Калибр-НКЭ
    ракета
    3М-54Э1
    Harpoon
    RGМ-84A

    (США)
    Tomahawk
    BGM-109 B/E
    Год выпуска 1980 1983 2003 2000 1976 1983
    Двигатель Твёрдо-
    топлевный
    прямоточный
    реактивный
    Турбореак-
    тивный
    Турбореак-
    тивный двух-
    контурный
    Турбореак-
    тивный
    Турбореак-
    тивный
    двухконтурный
    Скорость полета 0,9...1 М 2,35...2,8 М 960 км/ч 0,6...0,8 М 850 км/ч 885...1200 км/ч
    Вес стартовый 3,18 т 3,95 т 0,63 т 1,57 т 0,66 т 1,2 т
    Длина 9,15 м 9,4 м 4,4 м 6,2 м 4,57 м 6,25 м
    Диаметр 0,8 м 0,76 м 0,42 м 0,53 м 0,34 м 0,53 м
    Размах крыльев 2,5 м 2,1 м 1,17 м 3,1 м 0,91 м 2,62 м
    Вес БЧ 840 кг 320 кг 148 кг 450 кг 225 кг 452 кг
    Дальность
    максимальная
    150 км 120 км 130 км 300 км 120 км 550 км

    Комплекс "Москит" (СССР)

    Комплекс "Москит" стал поступать на вооружение с 1983 г.
    После старта ракета делает «горку», а затем снижается до маршевой высоты полёта около 20 метров, при подходе к цели происходит снижение до 7 метров над гребнем волн.
    Ракета может совершать интенсивные противозенитные маневры с перегрузками, превышающими 10g.
    Дальность обнаружения цели ГСН ракеты в активном режиме - 50 км.
    За счет огромной кинетической энергии "Москит" пробивает корпус любого корабля и взрывается внутри. Такой удар способен потопить даже эсминец. "Москит" - это грозное оружие, представляющее серьёзную проблему для НАТОвских кораблей.

    "Комбинированная система управления в составе инерциальной навигационной системы и активно-пассивной радиолокационной головки самонаведения обеспечивает высокую вероятность попадания в цель даже в условиях радиопротиводействия противника. Для целей типа "группа катеров" или корабельная ударная группа эта вероятность равна 0,99; для конвоев и десантных соединений - 0,94."

    Замечание: вероятность поражения 0,99 в условиях радиоэлектронного противодействия - это бред разработчика этой ракеты. Кто делал это радиоэлектронное противодействие во время испытаний ? Американцев пригласили ?

    Комплекс "Harpoon" (США)

    Головка самонаведения ракеты "Harpoon" обеспечивает автономный поиск, захват и наведение на цель. Для защиты от средств радиоэлектронного подавления значение ее рабочей частоты меняется по случайному закону. Обзор пространства осуществляется при помощи фазированной антенной решетки дисковой формы, которая может поворачиваться в пределах 45° в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Головка самонаведения включается на заданном участке траектории полета и начинает поиск цели в соответствии с командами, поступающими с программируемого блока сканирования.

    Активная радиолокационная головка самонаведения, обладающая высокой разрешающей способностью, работает в диапазоне 15,3...17,2 ГГц (масса 34 кг, импульсная мощность радара ракеты - 35 кВт).
    Дальность обнаружения цели типа эскадренный миноносец (с вероятностью 0,95 при полете ракеты на малой высоте и волнении моря 5 баллов) составляет - 40 км в ясную погоду и 23 км в дождливую погоду, а ракетного катера - 18 и 10 км соответственно.
    Дальность действия модификации "Harpoon RGM-84D2" - достигает 280 км.


    Человек, хоть немного разбирающийся в технике поймёт, что допотопный "Малахит" значительно хуже "Гарпуна". "Гарпун" в 6 раз (!) легче "Малахита". Громадный "Малахит" обладает высокой радиолокационной заметностью. Аналоговая электроника "Малахита" и алгоритмы управления значительно хуже, чем у "Гарпуна".
    Для натовских кораблей устаревший "Малахит" не представляет серьёзной угрозы. Я не очень удивлюсь, если в условиях реального американского радиоэлектронного противодействия "Малахит" вообще не обнаружит цели. Кроме того, сроки хранения "Малахитов" давно просрочены.

    Не удивительно, что при стрельбе по грузинскому катеру ракеты "Малахит" позорно промахнулись.

    Гигантомания - это характерная черта советского ВПК.

    Вес "Гарпуна" - 0,6 т, а советские противокорабельные ракеты, к сожалению, значительно крупнее: "Малахит" - 3,18 т, "Москит" - 3,95 т, "Яхонт" - 3 т, "Базальт"- 6,2 т (длина 11,7 м), "Гранит" - 7 т !

    После пусков этих монстров сильно обгорает краска и потом приходится проводить на корабле обширные покрасочные работы.
    Могу представить состояние экипажа "Боры" при стрельбе "Москитами", ведь весь корпус корабля сделан из алюминиево-магниевого сплава. В 1974 году сгорел БПК "Отважный", погибли 24 человека. На этом корабле были применены в большом объеме алюминиево-магниевые сплавы. При тушении пожара морской водой, выделяющийся водород вступал во взаимодействие с магнием и усиливал пожар.

    За фразу про "гигантоманию" ракет меня ругали ура-патриоты. Их аргумент: "...такая была концепция у ВМФ СССР, ракеты делали здоровыми потому, что надо было топить американские авианосцы...".
    Классическое заблуждение ! Да, многие думают, что советский ВПК специально делал крупные ракеты, по всяким умным концепциям - это заблуждение. Причина "гигантомании" очень проста: крупные ракеты значительно проще разбатывать и производить, чем ракеты меньшего калибра. В силу технологической отсталости, у наших разработчиков всегда в разы тяжелее электронные блоки ракет, более тяжёлые корпуса ракет и двигатели, менее эффективные пороха для твёрдотопливных двигателей и горючее для турбореактивных двигателей и др.

    Характерный пример для сравнения - это старая (1983 г.) ПРК "Tomahawk" (BGM-109В/Е) и наша новейшая ракета "Калибр"(ракета 3М-54Э1). При большем весе, наша ракета имеет значительно меньшую дальность (см. таблицу) и скорость полёта, по сравнению с "Tomahawk".

    Комплекс "Уран" (Россия)

    Работы над компактным комплексом «Ураном» начались сразу после Фолклендского кофликта 1982 года, в котором аргентинская авиация успешно применила французские противокорабельные ракеты против английских кораблей. Обратите внимание на ужасные темпы работы наших разработчиков: только в 2003 году закончились испытания комплекса "Уран" (ракета Х-35), который по сути является аналогом американского комплекса "Harpoon RGМ-84A" от 1976 года. Но ракета Х-35 больше в диаметре и имеет значительно более лёгкую боевую часть - 148 кг, против 225 кг у "Harpoon" !

    Ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме и имеет складное крыло и оперение. В нижней части корпуса имеется воздухозаборник трапециевидного сечения. Для маршевого полёта используется малогабаритный турбореактивный двигатель, работающий на авиационном керосине, который производится на Украине (предприятие «Мотор Сiч»).
    Ракета Х-35 снабжена стартовым твёрдотопливным ускорителем со складным крестообразным оперением большого удлинения.

    Система управления - комбинированная, включает инерциальную систему и активную радиолокационную головку самонаведения для конечного участка, способную работать в условиях радиопротиводействия. Бортовой комплекс управления с комбинированной системой наведения (ИУ + АР) и радиовысотометром позволяют ракете совершать полёт к цели на предельно малых высотах с высокой дозвуковой скоростью. Управление ракетой в полете, ее стабилизация на заданной траектории и вывод в район предполагаемого нахождения цели обеспечивает инерционная система управления. Наведение ракеты на цель на конечном участке осуществляется по сигналам от помехозащищенной активной радиолокационной системы наведения.
    Радиолокационная головка самонаведения Урана - типа АРГС-35 (НПП "Радар ММС") обеспечивает обнаружение и выбор надводной цели, определение ее координат (азимут, угол места, дальность) и скорости сближения с ней, а также выдачу необходимой информации в систему наведения ракеты. Дальность обнаружения цели АРГС-35 - 20 км ( у ракеты "Harpoon" - 40 км). Вес АРГС-35 - 47,5 кг (у "Harpoon" - 34 кг).
    АРГС-35 работает в двух режимах. В активном режиме ракета на доли секунды включает головку наведения для сканирования пространста с целью поиска цели. Недостаток этого режима общеизвестен - СВЧ излучение от ГСН позволяет быстро обнаружить атакующую ракету современным средством ПВО "Иджис" (США). Более ценен пассивный режим ракеты Х-35, когда ГСН ракеты ловит радиолокационный фон от радаров корабля противника. Кстати, в пассивном режиме работают противорадарные ракеты.
    Текстолитовый обтекатель (изготовитель НПП "Технология" г. Обнинск) весом 2 кг обеспечивает прием-передачу информации с ошибкой по угловым координатам не более 25 минут. Имеется вариант ракеты с тепловизионной ГСН.

    Для повышения скрытности и внезапности атаки ракетой Х-35, а также устойчивости ракеты от средств ПВО атакуемого корабля она имеет сложную траекторию с малой высотой полета - 2...3 м и малую эффективную поверхность рассеивания.
    Проникающая (осколочно-фугасно-зажигательная) боевая часть ракеты обеспечивает надежное поражение надводных судов водоизмещением до 500 т.

    В 2009 году анонсирована ракет Х-35УЭ с дальность 7...260 км. У новой ракеты в 2 разу удалось уменьшить размер двигателя и за счёт этого удалось увеличить запас топлива и дальность. Кроме инерциальной системы наведения и ГСН, ракета Х-35УЭ имеет ещё и спутниковый навигатор, что повышает помехозащищённость ракеты.

    Комплекс "Гранит" (СССР)

    Комплекс «Гранит» имеет автономную бортовую систему управления на основе трехпроцессорной ЭВМ с использованием нескольких информационных каналов, что позволяет разбираться в сложной помеховой обстановке и выделять цели на фоне помех.
    Траектория полета ракеты (скорость - 2.5М) вычисляется для оптимального преодоления ПВО кораблей противника, при этом имеется возможность формировать рациональный боевой строй ракет при залповой стрельбе и обеспечен обмен информацией между ракетами. Ранее не удавалось разрешить столько много сложных задач, как это было сделано в ПКРК «Гранит». Но досталось это было ценой увеличения веса (по сравнению с «Базальтом») с 6,2 т до 7,0 т.
    На марше ракету ведет бортовая инерциальная система управления, а на участке атаки — активно-пассивная радиолокационная СУ. Ракета снабжена обычной или ядерной БЧ весом 750 кг. Комплекс способен поражать крупные надводные цели на дистанции до 550 км (надежно — 500 км).
    Целеуказание из космоса принимается космической системой радиолокационной разведки "Коралл-БН" (2 станции) имеющей 2 антенны помещенных под радиопрозрачными колпаками.

    Автоматическая артиллерийская установка "АК-176М" (76 мм)

    АК-176 принята на вооружение в 1979 году.
    Такая установка была нужна малым ракетным кораблям и катерам для борьбы с воздушными целями и надводными кораблями после пуска ракет, так и в мертвой зоне действия своих противокорабельных ракет.

    АК-176 устанавливалась практически на всех типах малых боевых кораблей и катеров. После модернизации установка получила индекс АК-176М. Система управления огнем МР-123-02 кроме РЛС включает в себя также телевизионную камеру и лазерный дальномер. Дальность действия МР-123-02 составляет 45 км при отсутствии помех.

    Считается, что АК-176М может достаточно эффективно бороться с низколетящими ПКР типа "Гарпун" и "Томагавк". На учениях АК-176 успешно сбивала дозвуковую противотанковую ракету "Фаланга", имитировавшую ракету "Гарпун". На поражение одной ракеты расходовалось около 25 снарядов. При этом надо заметить, что "Фаланга" имеет скорость полета в 2 раза меньшую, чем у "Гарпуна".

    АК-176М представляет собой одноствольную автоматическую установку закрытого типа с дистанционным и местным управлением. Автоматика работает за счет энергии отката. Затвор вертикальный клиновой. Охлаждение ствола непрерывное наружное. Система охлаждения прогоняет забортную воду со скоростью 3,5 м/с между кожухом и моноблоком.

  • Вес системы - 5,2 т
  • Темп стрельбы - 30, 60 или 120 выстрелов в минуту
  • Максимальная длина непрерывной очереди - 70 снарядов
  • Вес унитарного патрона - 12,8 кг
  • Максимальная дальность стрельбы по надводным целям 15 км.


    Конкурентом "АК-176М" является итальянская пушка "МК 75" (76 мм), которая стоит на вооружении 40 стран мира.
  • Дальность стрельбы предельная - 18,5 км
  • Темп стрельбы - 80 выстрелов в минуту.

    Артиллерийская шестиствольная установка "АК-630M" (30 мм)

    AK-630M принята на вооружение в 1980 году.
    АК-630M с вращающимся блоком из шести стволов создана на основе авиационной пушки. Благодаря этому АУ обладает скорострельностью более 4000 выстр./мин. Для увеличения длины очереди стволы автомата непрерывно охлаждаются снаружи водой.

    Вращение стволов осуществлялось не от внешнего привода, как это принято во всех зарубежных автоматах подобной конструкции, а за счет энергии пороховых газов, отводимых поочерёдно от каждого ствола, что позволило получить компактную и лёгкую установку. При штатном количестве боезапаса 2000 патронов масса АУ оказалась меньше массы боезапаса.

    Наведение АК-630М осуществляется только дистанционно от РЛС СУ «Вымпел» или визирной колонки.

  • Масса без боеприпаса: 3,8 т,
  • Дистанция стрельбы: до 4 км,
  • Максимальная скорострельность: 5 000 выстрелов в минуту
  • Скорость цели: 880 м/с
    Дальность действия:
  • до 4 км - по низколетящим целям, противокорабельным ракетам,
  • до 5 км - для целей с большой отражающей поверхностью.
  • до 8 км - по надводным целям.

    Конкурентом АК-630 является шестиствольный 20-мм комплекс Phalanx MK.15. Он обеспечивает корабли ВМС США эффективной защитой против противокорабельных ракет, прорвавшиеся через другие эшелоны ПВО. Phalanx MK.15 обеспечивает автоматический поиск, селекцию, оценку опасности, определение траектории движения, выработку данных стрельбы, наведение, ведение огня, оценку результатов стрельбы и прекращение огня. Новейший вариант Phalanx MK.15 впособен сбивать даже обычные снаряды и миномётные мины.

    Система наведения установки, включающая РЛС поиска и сопровождения, обеспечивает борьбу со скоростными целями.

  • Вес: 5,6...6,1 т (включает вес РЛС и систем управления)
  • Скорострельность: 4 500 выстрелов в минуту
  • Боекомплект: 1 550 снарядов
  • Калибр: 20 мм

    При своих выдающихся характеристиках батарея из двух АК-630М из-за худших возможностей отечественной РЛС (и электроники), и размещения РЛС на значительном удалении от оси стрельбы пушек, уступала по точности стрельбы одной пушке "Phalanx MK.15".

    Популярна европейская артсистема "Goalkeeper" (30 мм, 6 стволов), которая может обстреливать цели следующие с интервалом от 6 сек.

    Зенитный ракетный комплекс "Оса-МА"

    Комплекс "Оса" принят на вооружение в 1965 году. Разработан заводом "Знамя Труда" в Саратове.
    "Oca-MА" принят на вооружение в 1979 году.
    Модернизированный комплекс "Оса-МА2" может поражать цели, летящие над гребнем волн на высоте от 5 м.

    Комплекс "Oca-MА" может решать задачу обнаружения целей, для чего в состав системы управления, кроме средств сопровождения целей, визирования ракет и подачи команд на ракеты, включена радиолокационная станция, обеспечивающая обнаружение целей, летящих на высоте 3,5...4 км на дальности до 25...30 км, а на больших высотах - до 50 км.

    В походном положении подъемная часть пусковой установки (ПУ) находится под палубой в специальном погребе, в котором размещен боекомплект. Ракеты размещаются на четырех барабанах, на каждом барабане может быть установлено по пять ракет.
    При переходе в боевое положение, подъемная часть ПУ поднимается вместе с двумя ракетами. После пуска первой ракеты происходит поворот барабана, обеспечивающий выход на линию заряжания очередной ракеты. Время перезарядки ПУ: 16...21 секунд.

  • Вес пусковой установки "ЗИФ-122" без боекомплекта: 6850 кг
  • Масса ракеты - 128 кг
  • Масса боевой части - 15 кг
  • Длина ракеты - 3,2 м
  • Диаметр корпуса - 0,2 м
  • Размах крыльев - 0,65 м
  • Скорость полета ракеты - 1,6 М
    Зона поражения:
  • по дальности - 2...9 км
  • по высоте - 5м...5 км
  • Максимальная скорость поражаемых целей - до 1,2 М
  • Предельный радиус срабатывания взрывателя ракеты: 15 м
    Скорострельность:
  • 2 выстрела в минуту по воздушным целям и 2,8 выстрела в минуту по надводным.
  • Время переноса огня на другую цель: 12 с
  • Время реакции: 20 с. (для примера: время реакции комплекса "Crotale-NG" (Франция) - 5 с).

    Недостатки комплекса "Оса-МА":
  • Мала высота поражения - 5 км
  • Невысока скорострельность.
  • Электроника комплекса устарела. По этой причине, помехозащищенность не отвечает современным требованиям.
  • Несмотря на модернизацию ("Оса-МА", "Оса-МА2") уже к середине 1980-х гг. комплекс устарел: он одноканальный, с радиокомандной системой управления, без головки самонаведения. "Оса-МА" совершенно не годится для отражения атак летящих на высоте 3...5 м ракет "Гарпун" в условиях постановки противником электронных помех (РЭБ).
    Однако "Осы" годятся для стрельбы на дистанции до 10 км по вертолетам, самолётам и другим одиночным и относительно простым целям. При условиях современной войны от "Осы-М" толка мало.

    Ракеты с головкой самонаведения (ГСН) имеют огромное преимущество перед радиокомандными ракетами типа "Оса" и т.п. ГСН позволяет реализовать более оптимальную траекторию ракеты, в результате снижаются требования к энергетике ракеты и допустимым перегрузкам. Ракеты с ГСН имеют более высокую точность попадания, а радиокомандными ракетами нет смысла стрелять на дальность больше 10км. При одинаковых энергетических показателях ЗУР, ракеты с ГСН позволяют перехватывать цели маневрирующих с высокой перегрузкой в более широком диапазоне скоростей, высот, курсовых параметров.

    Радар 76H6
    Внушительная радиолокационная станция 76Н6
    предназначена для обнаружения крылатых ракет на
    малых высотах. Не существует простых способов
    обнаружения крылатых ракет !
    Специально поясняю для ура-патриотов.

    Радар "Миража" без проблем может обнаружить истребитель на дальности 20 км и высоте 4 км. У истребителя внушительная радиозаметность.

    Совершенно другое дело - ракета "Гарпун". Эта ракета летит на высоте 3…5 м над уровнем волн. Радар корабля (и оператор) должены "видеть" атакующий "Гарпун" в лобовой проекции. Эта проекция ничтожна - диаметр корпуса ракеты лишь 34 см ! Кроме того, эта ракета имеет покрытие по технологии Стэлс.

    Поэтому, операторам комплекса "Ока-МА" будет чрезвычайно сложно обнаружить "Гарпун" и если всё же они обнаружат эту ракету, то слишком мало останется времени, чтобы сбить её.

    Комплексы С-300ПМУ (и т.п.) разрабатывались для борьбы с крылатыми ракетами. Основная опасность "Томагавка" - это обход зон действия активных средств ПВО на предельно малой высоте. Эта крылатая ракета летит по сложной кривой, неоднократно меняет свой курс.

    Для обнаружения и поражения цели необходимо включить излучение нескольких радаров, типа:
  • Радиолокатор обнаружения 5Н64К командного пункта полка ПВО, для общего контроля пространства в зоне ответственности полка.
  • Радиолокатор подсвета и наведения 30Н6, для поиска целей в узком секторе.
  • Главное - это низковысотный обнаружитель 76Н6, для поиска целей на предельно малых высотах. Это здоровенное сооружение на мачте 40В6МД высотой 38,8м, или на мачте 40В6М высотой 23,8м - см. фото.

    Аналогом комплексов С-300ПМ является флотский комплекс ПВО - "Форт" ("Форт-М"), только этот комплекс может успешно бороться с крылатыми противокорабельными ракетами. Специалисты отмечаю, что большим недостатком "Форта" является барабанные пусковые установки. В каждом барабане - 8 ракет. Для чего наши нагородили такие сложности с барабанами - понять сложно.
    Американцы не стали делать такую сложную механику. У них для каждой ракеты сделан на палубе свой пусковой люк - это повышает скорострельность и упрощает перезарядку.


    Пусковая установка  Sea Sparrow
    Пусковая установка "MK 29" комплекса "Sea Sparrow" (США).
    При пуске ракета разбивает пластиковую защитную крышку
    контейнера - это сделано для повышения скорострельности.
    Конкурентом комплекса "Оса-МА" является американский комплекс ПВО"Sea Sparrow" RIM-7M для надводных кораблей ВМС НATO. Например, один из вариантов катера «Flyvefisken» укомплектован этим комплексом.

    Одна пусковая установка "MK 29" комплекса "Sea Sparrow" содержит 8 ракет готовых к пуску, в контейнерах. Кроме того, ракеты RIM-7M могут запускаться из установок вертикального пуска "MK 48 LVS"

    Ракета RIM-7 комплеса "Sea Sparrow":
  • Длина: 3,66 м
  • Диаметр: 0,2 м
  • Размах крыльев: 1 м
  • Скорость: 2,5М (4 М у ракеты RIM-7М)
  • Вес: 233 кг
  • Дальность max / высота - 15 км / 5 км (26 км у ракеты RIM-7М)
  • Боеголовка: 49 кг, радиус поражения - 8 м
  • Система наведения: радиолокационная полуактивная.

    Автоматизированые системы боевого управления: "Aegis" ("Иджис") и "Требование-М"

    В ВМС США существует оперативная система освещения обстановки и выдачи целеуказания в реальном масштабе времени комплексам огневого поражения — "Аутло-Шарк", а также тактическая корабельная система "Иджис".

    В системе "Иджис" объединены все средства обнаружения, поражения, управления и тактической радиосвязи. Причем подавляющее большинство функций боевого применения оружия может выполняться с помощью ЭВМ общекорабельного многомашинного вычислительного комплекса. В результате ресурсы различных подсистем корабля становятся общесистемными и появляется возможность их более гибкого использования. Это позволяет в тех или иных пределах перераспределять корабельные ресурсы в соответствии с изменениями тактической обстановки.

    РЛС AN/SPY-1A (и модификации "В" и "D") оснащена четырьмя фазированными антенными решетками (ФАР), работает в 10-см диапазоне, выполняя функции нескольких обычных РЛС. РЛС способна осуществлять автоматический поиск, обнаружение, сопровождение 250…300 целей в радиусе 350…400 км и наведение по наиболее угрожаемым из них до 20 зенитных управляемых ракет.
    Радиолокационная система SPY-1D способна обнаруживать баллистические ракеты.

    Основные огневые средства ЗРС "Иджис" - это ЗУР "Стандарт-2" и пусковые установки вертикального пуска (УВП) типа Mk-41. Семейство ракет "Стандарт" включает различные модификации. Зенитная управляемая ракета "Стандарт-2" имеет головку полуактивного радиолокационного самонаведения. Дальность стрельбы "Стандартами" - до 150 км, высота перехвата - до 20 км, скорость полета около М=2.

    Установка вертикального пуска типа Мк-41 представляет собой универсальную многоцелевую систему хранения и пуска ракет различного назначения. На кораблях с системой "Иджис" могут применяться ячейки-контейнеры для крылатых ракет "Томагавк", для ЗУР "Стандарт-2" и ряда других систем оружия. Использование Мк-41 позволило повысить живучесть систем оружия, увеличить боезапас и номенклатуру запускаемых ракет, сократить время реакции и численность обслуживающего персонала. Можно готовить к пуску одновременно до 16 ракет. Кроме того, система вертикального пуска обладает более высокими надежностью ввиду отсутствия механически движущихся частей (кроме крышек) и живучестью, поскольку вся конструкция находится в подпалубных помещениях и сверху бронирована.

    Отечественный ответ "Иджису" появился в конце семидесятых годов - это система разведки "Марс-Пассат", которая устанавлена на тяжелом авианесущим крейсере "Кузнецов". "Марс-Пассат" киевляне сделали с массой дефектов и довести до ума эту сложную систему не удалось...

    Мираж
    АРМ - рабочее место оператора
    БИУС "Требование-М"
    Не всё так плохо и благодарить за хорошее надо... индийцев и китайцев !

    Именно под них НПО "Меридиан" (С.Петербург) разработало приблизительный аналог "Иджиса" - боевую информационно-управляющую систему (БИУС) "Требование-М", которую устанавливают на фрегатах проекта 11356. "Требование-М" - это открытая распределенная адаптивная вычислительная система, построенная на базе вычислительных средств, объединенных в локальную сеть. Основу аппаратной части приборов БИУС составляют IBM-совместимые компьютеры фирм "Advantech" и "Octagon Systems". Программное обеспечение комплекса построено на базе ОС РВ QNX. Система написана на языке Си++ с ассемблерными вставками.

    В полной комплектации в БИУС предусматривается восемь автоматизированных рабочих мест (АРМ): командира корабля в главном командном пункте и ХКП, АРМ управления ПВО, ПЛО, РТС, управления борьбой с надводными целями, управления вертолетом и АРМ технического контроля.
    Для получения картографической информации от карт-сервера в системе предусмотрена локальная вычислительная сеть Ethernet 10/100 Base.

    АРМ - представляет собой трехмашинный комплекс на базе процессоров Intel Pentium и Pentium III, в состав которого входят:
  • устройство отображения и ввода информации, выполненное на цветном люминесцентном индикаторе с сенсорным экраном для организации диалога с оператором;
  • устройство отображения тактической обстановки и радиолокационной информации в виде плоского панельного индикатора цветного отображения на жидких кристаллах с диагональю 18';
  • выносной прибор для отображения технического состояния средств РЭВ корабля и его систем оружия, выполненный на цветном люминесцентном индикаторе с диагональю 10,4';
  • шаровый манипулятор типа трекбол;
  • функциональная клавиатура диалогового взаимодействия оператора с БИУС.

    БИУС "Требование-М" формирует задачи для всех общекорабельных комплексов вооружения, исходя из ситуации опасности: определяет количество пусков и выстрелов, отображает информацию о состоянии боевых средств корабля, передает информацию системам защиты. Система может одновременно обрабатывать до 250 целей на фоне цифровой морской карты района боевых действий в масштабах от 1:5000 до 1:500000.

    Я рекомендую прочитать подробную статью про систему "Требование-М".
    Разработка этой сложнейшей системы - это выдающиеся достижение инженеров НПО "Меридиан", они преодолели массу трудностей.
    Дело в том, что по сложившейся в советском ВПК порочной системе, почти всё оружие создавалось как автономные, плохо стыкуемые системы (комплексы). И теперь оказалось чрезвычайно сложно эти системы (комплексы ПВО, например) объединить в единую сеть БИУС.

    Почему так получилось ? Главная причина - это бессистемный подход и недостаточная компетентность со стороны заказчиков от министерства обороны при разработке ТЗ (тех.заданий) на оружие, и мания секретности.
    "...Проблема усложняется и объективной незаинтересованностью, в существующих условиях, как разработчиков, так и соответствующих заказывающих структур ВМФ в проведении курса на интеграцию корабельных систем вооружения, а также сложностью решения в интегрированных системах вопроса об ответственности за результаты использования оружия."

    Системы разведки и целеуказания: "Легенда", "Lacrosse", "ТН-11", "GCCS"

    Корабль ВМС США "Mount Whitney" (и др.) оснащен автоматизированной системой боевого управления войсками и обмена информацией "GCCS" (Global Command and Control System).

    Глобальная система управления "GCCS" эксплуатируется с 1996 г. Она совершенствуется для ВМС США по программе "Коперник". Корабли США видит и контролируют в реальном времени единое информационное пространство (поле боя) - представляющее собой огромную полусферу радиусом более 9000 км и высотой более 40 км.

    Рекомендую прочитать на эту тему статью Воздушно-космическо-морская ударная операция в войне против Югославии (24 марта...12 июня 1999 г.). После прочтения этой статьи может стать не по себе, ибо в России сильное отставание от США в области: разведки, целеуказания, анализа боевой информации, навигации, связи и радиоэлектронной борьбы. Бодрые рапорты и бесконечные разговоры про "Глонасс" - уже всех достали. Печально, очень печально...

    Отечественная система целеуказания “Легенда” включала два типа космических аппаратов:
    17Ф16 - спутник с бортовым радаром и ядерной энергетической установкой;
    17К114 - спутник пассивной радиоразведки, с питанием от солнечных батарей. Масса аппарата - 3,3 т, высота рабочей орбиты - 420 км

    Для вывода спутников используется ракета-носитель “Циклон-2” созданная в Днепропетровском КБ “Южное” под руководством М.К. Янгеля. Кроме спутников, в состав системы вошли корабельные пункты приема информации с космических аппаратов, обеспечивающие ее обработку и выдачу целеуказания на использование ракетного оружия - разработчик — НПО “Квант” в ныне независимой Украине. Радарные спутники "Легенда" оборудованы реакторами и с ними были опасные аварии.

    Радарный спутник системы целеуказания.
    Радарный спутник "Легенда" (17Ф16) имел ядерную энерги-
    тическую установку. Вес спутника - 4,3 т. Высота орбиты - 280 км.
    История с "Легендой" очень интересна.
    18.09.77 г. на орбиту был выведен очередной радарный спутник "Легенда" под названием «Космос-954». В октябре спутник вышел из-под контроля наземных служб: посланная на борт спутника команда на увод реактора на высоту 890 км не прошла. В результате торможения в земной атмосфере началось неконтролируемое снижение орбиты. 24 января спутник вошел в плотные слои атмосферы и разрушился. Несгоревшие обломки упали на северо-западе Канады, вызвав радиоактивное заражение на большой площади. Факт падения пришлось признать, и ТАСС сообщил: «На территорию Канады упал советский спутник с небольшим ядерным устройством на борту». СССР выплатил Канаде 3 миллиона долларов за очистку района падения "Космоса-954". Я прекрасно помню как в 1978 году надрывались от злорадства радиостанции: "Свобода", "Голос Америки" и "Немецкая волна".
    Надо отметить, что вся эта история наглядно показала махровый авантюризм и некомпетентность руководителей ВПК и их кураторов в ЦК КПСС - спутник не имел систем автоматического уничтожения реактора в случае аварии !

    Только после канадской аварии начались авральные работы по обеспечению радиационной безопасности: разработали систему увода реактора на «орбиту захоронения» высотой 890 км, где отработавший реактор должен просуществовать 300...600 лет. Поскольку данные реакторы работали на уране-235, то помещение их на такую орбиту не решает проблему падения радиоактивных отходов на Землю, т.к. нарабатываемый в них плутоний имеет период полураспада 24 тысячи лет !
    Также разработали вторую дублирующую систему, которая была основана на выбросе (с последующим аэродинамическим разрушением) радиоктивных элементов из корпуса реактора с помощью порохового аккумулятора давления поршневого типа.

    В апреле 1988 г. была потеряна связь с «Космосом-1900», запущенным 12.12.87 г. К счастью, 30.09.88 г., всего за несколько дней до входа в плотные слои атмосферы, на спутнике автоматически сработала защитная система и увела реактор на безопасную орбиту захоронения.

    14 марта 1988 г. состоялся последний запуск "Легенды" с реактором. На «Космосе-1932» была установлена доработанная ядерная установка "Топаз" с 6-месячным сроком функционирования и электрической мощностью в конце ресурса 2400 Вт. И это считалось огромным достижением. А предыдущие "Легенды" имели ресурс не более 2-х месяцев. Представьте, каких сумашедших денег стоил один спутник с реактором и при столь ничтожном ресурсе ! Более совершенный реактор "Топаз" весил 1250 кг и был снаряжен 31,1 кг урана-235.
    Разработчиков вопрос денег не волновал и они горевали: "...хотя полет прошел нормально, от эксплуатации аппаратов с реактором решили отказаться".
    Основной причиной этого стало совершенно справедливое давление со стороны США и международных организаций, требовавших от СССР «прекратить загрязнение космоса»...
    Поздно. За все годы было запущено 32-е спутника-радара "Легенда" с реактором "БЭС-5". Один из них не долетел до космоса, 3 нештатно возвратились назад, а остальные 28 спутников до сего дня продолжают пребывать на высоте захоронения - 700...900 км от Земли в виде радиоактивного мусора.

    Надо заметить, что США давно имеют радарные спутники "Lacrosse" с пространственным разрешением менее 1 м и ресурсом не менее 5 лет. Четыре таких спутника летают на высоте 650 км. Именно эти спутники могут следить (и давать целеуказания) за передвижением мобильных комплексов "Тополь-М", причём при любой погоде. С другой стороны, практически невозможно следить за "Тополями-М" только с помощью 4-х спутников "Lacrosse".

    Второй основной американский разведывательный спутник "КН-11" имеет разрешение 0,1 м (!), но работает в оптических диапазонах. Самое важное - эти спутники связаны с системой "GCCS" и выдают информацию в реальном масштабе времени по зашифрованным каналам связи.
    В январе 2006 года астрономы–любители, по данным оптических наблюдений установили, что американский спутник радиолокационной разведки "Lacrosse" №2 совершил небольшую коррекцию высоты орбиты. Этот любопытный факт означает, что подал признаки жизни самый долгоживущий в мире низкоорбитальный аппарат — спутник был запущен аж в 1991 году !

    В настоящее время на орбите нет ни одного спутника "Легенда". Затратив огромное количество средств, советский ВПК бездарно провалил программу радарных спутников.

    «12...13 космических аппаратов радиотехнической разведки США ("КН-11", "Lacrosse" и др.), постоянно за нами наблюдают, у нас такой аппарат летает только один», — заявил в 2005 г. заместитель командующего космическими войсками по вооружению Олег Громов.

    25.06.06 г. ракета "Циклон-2" вывела на орбиту спутник "Космос-2421" ("Легенда", спутник разведки без радара). К сожалению, у спутника не раскрылась одна из солнечных батарей, из-за этого не хватало энергии для работы аппаратуры. Удалось ли решить проблему или частично использовать спутник по назначению - не сообщалось. Спутник получил американское обозначение 29247. NASA сообщило, что 14.03.08 г. "Космос-2421" разрушился на 300 обломков.

    Заключение:

    По мнению военного эксперта Константина Макиенко, одного современного крейсера и нескольких эсминцев НАТО хватит, чтобы полностью нейтрализовать российский Черноморский флот. "Сегодня - это полумузейное собрание разнородных сил", — с сожалением констатирует К.Макиенко.

    Совершенно иначе думает бывший командующий ЧФ адмирал Эдуард Балтин, который заявил 29.08.08 г.: «При внешнем могучем облике, корабли НАТО в Черном море не представляют собой боеспособную группировку. В случае необходимости достаточно одного ракетного крейсера “Москва” и двух-трех ракетных катеров Черноморского флота для того, чтобы одним залпом ее уничтожить. Через 20 минут море будет чистым».
    Слышать такое заявление приятно: граждане России испытали чуство гордости за Черноморский флот и оптимизм.

    А мне показалось, что Э.Балтин - родной брат П.Грачёва. Грачёв тоже хвастливо заявил в 1994 г., что возьмёт Грозный за два часа одним парашютно-десантным полком...

    Спрогнозируем, для примера, бой между МРК "Мираж" и натовским катером "Flyvefisken".

    В случае реального боя "Flyvefisken" может получить целеуказания по спутниковому каналу связи и может сделать залп ракетами "Гарпун" на предельное расстояние. У "Миража" нет аппаратуры спутниковой связи, только с самолёта он может получить целеуказания. Кроме того, ракеты "Малахит" - это устаревший хлам не присрособленный для стрельбы по мелким целям типа катеров...
    "Миражу" остаётся уповать на зенитные средства и включать РЭБ (помехи). Несмотря на дозвуковую скорость, ракета "Гарпун" является очень сложной, малозаметной целью с ничтожной эффективной поверхностью рассеяния: 0,04 кв.м.
    У "Миража" нет никаких перспектив выйти победителем в схватке с катером "Flyvefisken" с помощью ракет.

    Ракета-мишень "Дань" предназначена для имитации воздушного нападения крылатых ракет. Эффективная поверхность рассеяния этой мишени, в зависимости от ракурса, не превышает 0,1...0,22 кв.м. Вывод: надо как можно больше навыпускать таких мишеней и "прогнать" через них все расчёты ПВО.

    Т.к. мишеней "Дань" пока очень мало, то для того, чтобы расчеты ПВО научились прилично стрелять по низколетящим крылатым ракетам, нужно не менее одного раза в полгода проводить боевые стрельбы по ПТУРСам, в качестве мишеней. Причем, стрелять надо в условиях постановки помех РЭБ, а не просто так. Я уверен, что такие тренировки не проводятся вообще. Почему ? Ответ простой: сложно ПТУРС обнаружить и ещё труднее попасть. Не хочет командование ВМФ заморачиваться сложностями. Проще и приятнее по крупным мишеням палить.

    Замечание: абзац про сравнение катеров привёл ура-патриотов в особо нервное состояние:
    "Как ты посмел !... Как тебе в голову могло прийти делать такое сравнение !..." и т.п.
    Похоже эти люди не поняли не только этот абзац, но и смысл статьи в целом.

    Поясню на примере.
    Когда вы покупаете себе новый телевизор, то вы хотите от него качественной картинки. При этом вы сравниваете различные модели телевизоров. Качество важно !
    Похожая ситуация с военной техникой. С той лишь разницей, что военная техника стоит огромных денег не только на покупку, но и на её обслуживание.

    Если техника старая и неэффективная, то тратить деньги на её содержание не только глупо, но и попросту преступно. Т.к. речь идёт о обороноспособности страны.

    Нашему ВПК не хватает общественного контроля. В первую очередь контроль нужен за эффективностью расходов денег налогоплательщиков на военные разработки.

    Для примера: пусть конструкторское бюро (КБ) разработало некое военное изделие потратив много денег и времени. А потом оказалось, что это изделие не лучше аналогичного американского изделия 25-ей летней давности... Увы, такая ситуация не редкость.
    Причина: плохой менеджмент и отсутствие конкуренции между КБ при разработке оружия. Кроме того, секретность в ВПК иногда бывает весьма корыстной, чтобы скрыть слабые характеристики разрабатываемых изделий.



    В российской прессе много статей на тему: "российские военные корабли устарели. Ужас, кораблям 20 лет, пора списывать и срочно стоить новые..." и т.п.
    Если в очередной раз пойти на поводу у лоббистов ВПК, то это попросту разорит Россию.

    Сторожевой корабль американской береговой охраны «Даллас», который отметился недавно у берегов Грузии, был построен в 1966 году ! Богатые американцы не собираются его списывать. США планомерно занимается модернизацией своих кораблей - экономят деньги налогоплательщиков. Меняется, в основном, электроника и оружие.

    Аналогично надо поступить с "Миражом", его рано списывать на лом. Нужно провести модернизацию:
    заменить 6 пусковых установок древнего "Малахита" на 8...16 пусковых установок "Уран",
    установить, в первую очередь, спутниковую систему связи и аппаратуру "Глонасс",
    заменить всю остальную судовую электронику на более современную.

    P.S.
    Некоторые "знатоки" на форумах заявили: "Ты нам не сказал ничего нового, мы и так всё знаем, государству надо просто больше выделять денег на оборонные нужды."

    С этим утверждением трудно спорить. Есть одно существенное НО ! Недавно стало известно, что в горбачёвские времена, прямые и косвенные расходы на оборону и ВПК достигали 60% от ВВП !
    В СССР попросту не хватало мяса и много чего другого, но денег на оборону не жалели.
    Тем не менее, именно в горбачёвские времена произошло сильное отставание от США в области военной электроники и программирования.
    В настоящее время - это отставание только увеличивается.

    Почему произошло отставание ?
    Что делать ?

    Возможно ли частично наверстать отставание ?
    Я считаю, что частично можно наверстать, об этом - в следующей статье, которая выйдет в 2010 г.


    А пока почитайте любопытную статью Ивана Петрова в газете "РБК daily": "Танки против самолётов".

    "...Рост финансирования расходов на оборону в 2009 году будет самым значительным в новейшей истории России — почти 27%. В 2010 году военный бюджет станет больше на 8,9%, в 2011-м — на 6,5%. Всего в ближайшие три года расходы на национальную оборону в России составят 4,15 трлн руб. (160 млд.долларов) — эти цифры заложены в проекте трехлетнего федерального бюджета, к обсуждению которого уже приступили в Госдуме...."

    В статье здраво высказался руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок. — "В первую очередь деньги необходимы для полноценного ввода системы ГЛОНАСС, без которой наши войска остаются «слепыми». Во-вторых, нам необходимы беспилотные разведчики. А в-третьих, деньги необходимы на разработку системы «свой-чужой», в отсутствие которой продолжается стрельба по своим».

    Думаю, что в реальности будет следующее: засекретят всё и втихую "распилят" бюджет по совсем другим критериям. Например, адмирал В.Высоцкий очень хочет 5...6 авианосцев, по цене 5 миллиардов долларов за штуку !

    К сожалению, общественного контроля за огромными расходами на оборону нет, Госдума молчит, Общественная палата молчит, в прессе информации никакой. Где экспертные оценки независимых экспертов ?

    Система слушаний по поводу бюджета и система экспертных оценок в США неплохо поставлена. Нам есть чему у американцев поучиться. Надо принять их стандарты на эту тему.

    Пока же, последние события в "пятидневной войне" показали плохую ситуация с военной электроникой: тепловизорами, системами связи, опознавателями "свой-чужой", системами целеуказания и навигации, электронными картами, средствами разведки и РЭБ.

    Американцы, тем временем, сделали резкий качественый скачёк.

    Компания Lockheed Martin, производитель истребителя пятого поколения F-22A Raptor, обнародовала ряд ключевых характеристик этого самолёта:
  • Удельное поперечное сечение рассеивания излучения радаров удалось довести до уровня минус 40 дБ/м2.
  • Крейсерская скорость F-22A Raptor составляет 1,78 Маха без использования форсажных камер !
  • Динамический потолок без использования форсажа превышает 15 км. В ходе первых учений на авиабазе Elmendorf на Аляске, истребители достигали высоты около 22 км – вероятно, уже с использованием форсажа.

  • Радар с АФАР разработки Northrop Grumman и Raytheon обеспечивает обнаружение целей на удалении до 210 км.

  • Относительные потери «Рапоторов» в воздушном бою с истребителями Су-27 или МиГ-29 – при условии соразмерного уровня подготовки пилотов – оцениваются аналитиками Lockheed Martin и ВВС США как 1/30 !

    И.Кротов,
    Москва,
    12.09.08...26.06.09

    Дополнение от 2.09.2010 г.:

    Почему вокруг боя "Миража" столько тьмы и секретов ?
    В ходе этих действий было столько бардака, что признаться стыдо ?
    Только через 2 года (30.08.10 г.) на Севастопольском форуме участник событий alex_mirage красочно описал "секретные" события, цитирую:

    "История по пунктам такова:

    1. Когда велись боевые действия, то вся группировка находилась под управлением ГРКР "Москва" который общался напрямую с Москвой и даже ОД ЧФ особо ничего не знал о конкретно происходящих событиях.

    2. Стрельба с МРК "Мираж" производилась по назначенному пеленгу в режиме ЗЛЦ (захват любой цели) из двух верхних труб №1 и №2, и только главным комплексом (не по собственным средствам выдачи ЦУ). О применении ЗРК "Оса" не могло быть и речи, т.к. при стрельбе главным комплексом, ПУ (пусковая установка "Осы") находится убранной в ЗИФ и антенна "Осы" разворачивается в сторону надстройки во избежание повреждений.

    3. Боевая тревога по кораблю была объявлена, но за 3 часа пребывания в подобном состоянии л.с. БЧ-5 в лице матроса Мурсалова вышел на верхнюю палубу за ведром забортной воды из крана УСВЗ, чтобы охладиться л.с БЧ-5 в ЦПУ МУ (на МРК нет ПЭЖа он просто не так называется). Как только вышеназванный матрос прикрыл за собой дверь на левый шкафут сошла ракета из КТ№2, мальчик сначала побелел, а потом порозовел от радости, что не сдуло. А дверь вырвало. Так как хоть пуск производился из верхней трубы, то часть струи от газоотбойной плиты (которая единственная стальная в надстройке) достаточно мощная, чтобы загнуть дверь в обратную сторону... Далее последовал пуск из первой трубы. Команды "Личному составу в укрытия" не последовало (почему ?) в виду внезапно последовавшей команды на ракетную атаку.

    4. Личный состав находился в шортах и с голым торсом потому, что единственный кондиционер, который находится в гиропосту не может физически при всей работающей матчасти, большом сосредоточении л.с в одном помещении и жаркой погоде, обеспечить достаточно комфортные условия, для того, чтобы моряки были как в хронике на боевых постах в рубашечках и галстуках.

    5. Пожара никакого не было. МРК достаточно красиво обгорает при любых ракетных пусках. Леера были погнуты из-за того, что их не заваливали как при практической стрельбе, в виду возможного выхода л.с. на верхнюю палубу. Никто ведь особо и не знал, куда и зачем едем.

    6. Фото с пультом включения ЭСН сделаны через час после ракетной стрельбы. Так как из-за частого и резкого маневрирования немного потекли баллеры рулей, поэтому в штатном режиме была откачана вода из румпельного отделения.

    7. Котенок развалившийся возле пожарного рукава, только котенок, который валяется у долго не убранного пожарного рукава, ибо ракетный пуск не особо шокирует животных находящихся в корпусе корабля. А другой рыжий кот, был на юте и реально обгорел. По возвращению в Новороссийск ушел куда то умирать наверное, извините не доложил...

    8. Обломки на надстройке, куски ларя для хранения овощей. Не выдержал бедняга ибо старый !

    9. Попасть в катер не могли из-за очень близкого расстояния. А если-бы и попали, то после "Малахита" ничего бы не осталось по определению (МРК "Муссон" за 15 минут утонул от попадания ракеты мишени!)! СМИ должны красиво говорить о наших успехах и оперативно. Как и о реформе в армии. Но как-бы то ни было, это первый боевой опыт применения "Малахита". О его успешности судить не мне. Это другая и большая тема. А "Малахиту" в этом году исполнилось 50 лет! И продлили ему еще ресурс на 7 лет...

    P.S. МРК "Мираж" в данный момент находится в Стрелецкой бухте на территории 91 СРЗ в навигационном ремонте, выйдет в октябре этого года. Чувствует себя хорошо, чего и всем Вам желает. Матчасть в строю, готов к выполнению поставленных задач по предназначению."

  • next Next, перейти к следующей статье



    <noframes>